Автор: Иринка & ZserG
Вводная:
Посетили 2 страны: Россия, Казахстан
Видели Аральское море, озеро Балхаш.
Участники: Сергей (ZserG), Иринка, сын Максим, дочь Анастасия
Пробег: 6 000 км
Эта поездка должна была состояться годом ранее, во время проведения мото-слета на Байконуре «Дорога к звездам 2015». В тот год мы даже подали документы и, как и все гости слета, получили пропуск на Байконур. Но – надо же такому случиться – перепутали даты мероприятия. И вот, когда мы уже собирались выезжать, увидели в соц.сетях у знакомых фотографии со слета. Мы «промахнулись» на неделю!
В 2016 мы снова подали документы на участие в мероприятии, но уже не на троих, а на четверых членов нашей семьи (за этот год у нас успела появиться ещё и дочь), записали даты в ежедневник и стали готовиться к поездке. Было решено совместить дорогу на Байконур с поездкой к Аральскому морю, которую тоже давно планировали, но до которой никак не доходили руки.
06.05.2016
В этот день мы выехали только в 18 часов после окончания рабочего дня. Достаточно быстро доехали до границы с Казахстаном в Троицке, но тут же попали в километровую очередь. К счастью, оказалось, что с грудничками пускали вне очереди. Правда, на границе уже была параллельная очередь для блатных, просто наглых и для тех, кто с детьми. Затем уже на самом пограничном переходе у нас возникла заминка. Дело в том, что в паспорте я выгляжу как бородатый моджахед, а в реальности без бороды был больше похож на Симбу из Короля льва. Человек в погонах решил, что паспорт не мой, дети не мои и вообще я подозрительная личность. Спасло ситуацию фото в евровизе, вклеенное в паспорт — оно убедило пограничника, что таки это я. Прошли границу, поменяли деньги, сделали страховку и двинулись в сторону Рудного, где был забронирован отель. В 12 ночи устроились на ночлег.
07.05.2016
Построив маршрут до Аральска я был неприятно удивлен, что до него предстоит пройти 900 км. В отличие от всех прошлых поездок, заранее этот маршрут я не смотрел, и думал, что от Рудного до Аральска километров 500. Делать нечего — едем по частично убитой дороге до села Денисовка. Там открывается красивейший вид на реку Тобол, и сразу же дорога превращается в убитый грейдер после дождя. По бокам от грейдера в степи идут дорожки, по которым сайгачат казахи в объезд основной дороги. Мы присоединяемся к ним. Поскольку прошел дождь, часть степных дорог была затоплена или подтоплена. На месте одного из подтоплений мы ненадолго останавливаемся перед лужей переходящей в озерцо, и пропускаем казаха. Нам было интересно, как он, местный, будет его объезжать – уж больно уверенно он ехал. Однако сами мы не собираемся пересекать стихийно образованный водоем вброд, поэтому разворачиваемся и планируем проехать пару км обратно, чтобы вернуться на грейдер. Рядом был подтопленный подъем на грейдер, но угол подъема был слишком крут, а лужа перед ним – слишком глубока. Соваться туда было глупо, но почему-то именно этим подъемом решил воспользоваться казах. И, как и следовало ожидать, взяв разгон побольше, он весьма эффектно, с кучей брызг и диким воем двигателя, благополучно утопил машину в этой луже. По самые сидения. Позднее, на вопрос о том, зачем он туда полез, он ответил: “на удачу”. Как мы позже заметили, многое в Казахстане делается на удачу: повезет, не повезет. Машины у многих находятся в удручающем состоянии (без ручек, на саморезах, изоленте и т.д.). И закономерно такие машины постоянно ломаются и частенько встречаются стоящими на трассе. При этом казахи друг другу практически не помогают, и пострадавший может часами ждать кого-либо из знакомых или друзей. И все всё понимают: этому парню просто не повезло.
Вернемся к залитой машине. За своё слабоумие и отвагу мужик неплохо поплатился: был залит мотор, салон до уровня сидений. Водитель попросил нас помочь. Следующий час наш худосильный (75 л.с) логан тащил из лужи древний японский универсал с прицепом. Но все же нам это удалось, и казахская машинка оказалась на твердой сухой поверхности. Осмотр машины показал, что вода попала в воздушный фильтр и намочила трубку идущую к двигателю. Владельца машины этот факт не смутил – он попросил меня потаскать его на тросе. Уговоры не помогли, и результат был закономерен – клин движка.
Больше нам тут делать было нечего, казах вызвал, как водится, товарищей на подмогу, ну а мы поехали дальше. Асфальт постепенно улучшился, дорога поскучнела. Через несколько часов доехали до трассы Самара — Шымкент. Тут надо заметить, что эта трасса совсем новая, прямая, с идеальным асфальтом и новенькой разметкой. Езда по ней – сплошное удовольствие. Ехать стало веселей, и мы полетели в сторону Аральска. Постепенно стемнело, а до Аральска было ещё далеко. Машин на трассе было немного, вокруг глухая чернота – ни огонька, только степь – звезды в большом количестве видно прямо из машины. Вокруг пески, топи, солончаки и степь. Не хотел бы я оказаться в этом месте без трассы и полного привода — гиблые места.
Глубокой ночью доехали до Аральска. Потыкалсь по гостиницам, но везде занято. После 3-4 вариантов поселились на ж\д вокзале. Кстати, в гостинице висели фотографии Аральска 70-х годов, когда тут еще было море и стояли корабли. Сама гостиница и вся мебель в ней еще помнили, как эти корабли плавали. Нам достался единственный люкс, где мы получили неполный комплект застиранного постельного, не работающую дверь в туалет, и полинявшие коврики.
08.05.2016
Утро начали с похода на вокзал, чтобы встретить прибывающий поезд. Здесь это особенно колоритный ритуал: каждый поезд встречается бодрым казахским маршем, похожим на наши марши времен второй мировой войны. Многие из местных жителей встречают этот поезд просто ради того, чтоб чем-то себя занять – особо развлечений в городке нет. Из примечательного: на вокзале находится красивая мозаика “На письмо Ленина отгрузим 14 вагонов рыбы”. На привокзальной площади стоит бетонный кораблик – символ Аральска, висят патриотичные плакаты из серии «Мы верим! Море вернется” и фото политика. Рядом с вокзалом построили красивый мини парк с беседкой и скульптурами в виде кольца выше роста человека. Но прогулка была не долгой, потому что был очень сильный ветер, и потому что все интересное быстро кончилось.
Затем мы выдвинулись в центр. Видно, что город активно стараются облагородить и оживить: встречаются мозаики и барельефы, прославляющие красоту моря, обустраиваются небольшие скверы. Но в остальном городок выглядит депрессивно: песок на улицах, мусор, трущобы с буржуйками из окон, кондиционерами и спутниковыми тарелками.
Заехали в порт, где нас встречают нас 2 ржавых портовых крана, солончак на месте порта, и несколько кораблей, которые вытащили на бывший берег и сделали из них музей аральской флотилии.
Погуляв возле кораблей, принимаем решение ехать в поселок Жаланаш – там должны были остаться несколько кораблей. Дорога в 60+ км идет по грейдеру, и проходит через аэропорт и бывший военный городок Аральск-6. Но на сегодня от него осталось одно 5-ти этажное здание, все остальное разнесено по кирпичикам. По мере продвижения вглубь по дороге, грейдер становился все хуже, а места все безлюднее. После прошедшего накануне дождя грейдер, проходящий на гребне достаточно высокой, но узкой насыпи, был похож на большую грязную лужу. В результате грязь набилась на задние колеса и полностью заблокировала их. Машину начало бросать по грейдеру. К слову грейдер находится на высоте примерно 3х метров над солончаком, а по бокам идет скос 45 градусов. Если бы нас выбросило с грейдера в солончак, неизвестно как долго мы ждали бы помощь, и смогли бы вообще без критических повреждений выбраться оттуда. Решили развернуться обратно, но ширина грейдера и грязь не позволили – был большой шанс застрять или «проскользить» под откос. Мало-помалу двинулись дальше. Под колесами грязь, в небе ни облачка и температура +35. Кондиционер нас спасал, но дорога была ужасна. Местами, к счастью, была возможность съехать с грейдера и ехать по песку. А за окном периодически радовали глаз красивые песчаные плато.
С горем пополам добравшись до поселка, увидели, что корабль уцелел всего один и проехать к нему на нашем логане нереально – на пальцах местные объяснили, что мы там вырвем мост. Но удалось договориться с местными парнями, чтобы нас отвезли к кораблю на УАЗике. Бросили Логан, погрузились в УАЗ и поехали. Дорога шла по высохшему дну моря, и хотя она была сухая и песчаная (под колесами тот же солончак, но сухой), колеи были такие, что пробраться там на легковой машине не реально.
От корабля мало что осталось. После того, как бухта полностью пересохла в 2010 году, корабли стали доступны для распиливания, чем и занялись местные жители.
Когда мы нагулялись возле корабля, наш водитель за дополнительную плату предложил отвезти нас туда, где начинается само Аральское море. Правда, отъехав от корабля, парень – водитель и его друг уже начали отмечать нежданную подработку бутылочкой пива, но деваться было некуда, и мы поехали к морю. На берегу моря нас встретили болотисто-песчаный берег и грязноватая вода, но с берега были видны места, где море идет до горизонта. Здесь наш водитель выдвинул новое заманчивое предложение — провезти нас до “порта” где, как он сказал, стоят современные Аральские корабли. Но по факту это оказался лодочный причал и куча пластиковых лодок с крошечным кубриком. Суда большего размера запрещены.
Обратная дорога была особенно запоминающейся: раздолбанный уазик, казахская музыка, звучащая после пинка по магнитоле и отмечающий пивом предстоящую оплату поездки казах, очень слабо говорящий по-русски. В рублях вся поездка нам обошлась в 3 000. В деревне наш уазик встречала все молодежь села, которая тут же отправилась отмечать получку. От радости пританцовывала даже древняя старушка, бабушка или мама нашего водителя.
Общее впечатление от общения с людьми таково: у людей появился позитивный настрой, после постройки Кокаральской плотины уровень северного Арала поднялся на 12 метров, соленость упала, появилась рыба. Люди живут рыболовством и скотоводством. Бывшие опустевшие аулы стали постепенно наполняться молодежью.
К счастью, пока мы катались по дну моря, дорога из Жаланаша в Аральск подсохла под палящим солнцем, и обратная дорога по жидкому месиву была проще. А наш путь лежал обратно в Аральск и далее через Аралкум и озеро Камышлыбаш в сторону Кокаральской плотины.
По асфальту доехали до аула Боген, правда, последние километры асфальт был воистину ужасен – ямы глубиной в высоту колеса, хаотично и плотно разбросанные по дороге. Понятия «своя» и «встречная» полоса отсутствуют – где смог проехать, там и «своя» полоса. В Богене когда-то море плескалось практически у стен школы, теперь же до моря 10 км, а вокруг барханы, песок и солончак. Старая школа в поселке вот-вот будет погребена под наступающим барханом.
Поскольку уже окончательно темнело, ночлег было решено искать тут. Обратившись к первым же прохожим, достаточно легко поселились в дом к местным жителям. Нам выделили комнату, и наши дети радостно забегали и заползали вперемешку с местными. В доме живет сразу несколько поколений, спят на полу на ковриках, едят с низенького стола, сидя на коленях. Центральное место в доме – кухня, где живет бабушка и телевизор. Узнали, что до нашего приезда дождь лил несколько дней, и дорогу к плотине сильно развезло. Местные даже на УАЗиках отказывались съездить к плотине, т.к. дорога была в плохом состоянии. Хозяин дома пошел искать в поселке желающих провезти нас завтра до плотины, а мы попили чай и пошли спать.
09.05.2016
К плотине решили ехать на уазике и не мучать логан. Дорога туда и обратно заняла 4 часа и составила примерно 120 км. Грейдер от Богена был такой же, как на Жаланаш, но местами его развезло из-за дождей сильнее. Так что на Логане проехать в принципе было бы можно. Дорога шла через пески, затопленную степь. По пути посмотрели Аклакский гидроузел, где нерестится аральская рыба. Участки высохшего большого Арала, тянущиеся вдоль дороги, выглядят как ровная и грязная пустыня.
Сама плотина небольшая, и к ней ведет качественно укатанная насыпь длиной 14 км – не асфальт, но очень хороший грейдер. В этом месте северный Арал больше похож на заболоченное озеро, чем на море. Это связано с тем, что плотина стоит практически у устья реки Сырдарья. На плотине водится очень много рыбы, и местные ее ловят на удочки из палок и гвоздей. Приезжие ловят на хорошие удочки и занимаются подводной ловлей. Вода из северного Арала вытекает рекой в пустыню Южного Арала, образуя озеро, и через 40 км полностью растворяется в песках.
Следующим пунктом нашей прогулки на УАЗике был полуостров Кокарал. Ранее он находился полностью под водой, потом стал островом, потом полуостровом, а теперь стал частью суши. Дорога до него проезжаема только на уазике. Подъехали к бывшему полуострову. Я забрался на откос берега. Вокруг потрескавшаяся пустынная земля и овальные камушки, обработанные водой – некий сюрреализм. На поверхность выходят кальциты обработанные водой, которые блестят на солнце. С верхней точки бывшего полуострова Кокарал видно Малый Арал, но Большой Арал не просматривается никак – пустошь до горизонта.
На обратном пути от старости расползлось одно из колес УАЗика. Водитель сказал, что это ерунда, еще подлатаю. Остальные колеса уже были с латками. Хозяин дома в Богене не хотел нас отпускать без совместного фото. Шкуры волков на фото были добыты хозяином, когда волки пришли в деревню. В целом, все население, с кем мы общались, держалось с нами, как со старыми знакомыми, но при этом взяли с нас за проживание 5000 тенге, и 30000 – за поездку к плотине.
Вернувшись в Боген, мы сели на машину и двинулись к Байконуру. Проезжая на обратном пути мимо озера Камышлыбаш, заметили, что в солнечную погоду цвет озера совпадает с цветом неба и кажется, что острова парят в воздухе. До Байконура долетели махом, т.к. снова выехали на трассу Самара – Чимкент. На ночевку устроились недалеко от КП Байконур, возле автовокзала городка Торетам. На ужин решили разогреть сухпай, но в помещении разводить костер не хорошо, поэтому пошли на улицу. Во время приготовления у меня немного заложило уши, а Максимка начал показывать на небо и спрашивать: «папа, что это?». Оглянулся и увидел, что вертикально вверх быстро двигалась яркая точка, за которой шла елочка из ярких газов. Посмотрев в монокуляр, увидел что-то быстро двигающееся, цилиндрической формы. На телефоне получились какие-то размазанные пятна. Интересно, что такое это было? На все наши расспросы в последующие дни местные отвечали одно и то же: «никаких пусков запланировано не было»
10-12.05.2016
Утром на КП нас встретили мотоциклисты из мотоБАЙКонур, к которым на фестиваль мы и приехали. До фестиваля еще было несколько дней, поэтому днем я работал, а по вечером смотрел город. Иринка днем возилась с детьми и гуляла по городку.
Байконур — небольшой городок посреди степи, вплотную к которому подходят казахские поселения Торетам и Акай. Город обнесен бетонным забором, но в нем достаточно много прорех. Сам город Россия арендует у Казахстана. В нем есть представители власти как РФ, так и Казахстана. Повсеместно видны следы разрухи наследия 90-х годов. Все, что осталось на Казахской территории, разнесено по кирпичику. Часть бывшей промзоны вообще работает как приемник вторчермета. В принципе по Казахстану это весьма распространенная ситуация. Особенно ярко она проявляется на месте бывших полигонов, военных баз и военных городков.
В самом городе все намного лучше: действует централизованная система полива клумб и газонов, что позволяет озеленить город. В городе множество памятников, красивые детские площадки, но часть зданий разрушена или законсервирована. Также удивило обилие видеокамер в центре города. То, что в большой России называется ларьком, тут гордо именуется бутиком. На остановке рядом стоят три ларька: бутик меховой одежды, ювелирный салон и магазин для туристов.
С детьми в городе хорошо, здесь много скверов, есть центральная пешеходная улица с батутами. Много памятников: технологический макет РНН «Союз», модель ракеты “Протон”, МБР СС-17, самолет АН-12, самолет Ли-2, модель солнечной системы, модели спутников и космических кораблей. На ж.д. вокзале стоит настоящий паровоз.
Очень интересным оказалось посещение музея истории города и космодрома Байконур. В музей имеет смысл ходить только с экскурсией, благо стоит она недорого и ее могут провести хоть для двух человек. Экспозиция и экскурсия очень интересна. Здесь представлены множество моделей, элементы обшивки кораблей, двигатели, вещи космонавтов, макеты космодрома.
К сожалению, весь город осматривается неспешным шагом максимум за 3 дня, потом становится скучно. Не представляю, как люди живут тут десятилетиями. Кстати, многие на работу ездят на поезде – до площадок нужно проехать на нем от 30 до 90 км.
Со скуки съездили в аэропорт. Перед въездом на постаменте стоит Су-9. На самом аэродроме были винтокрылые самолеты.
13.05.2016
В этот день начинался мотослет Дорога к Звездам. Но т.к. мне нужно было работать, а на месте слета могли быть проблемы с доступностью интернета, то мы еще погуляли по городу, посетили городской парк, посидели в кафе. К сожалению, парк здесь выглядит достаточно пустынно, мы даже подумали, что он заброшен, но цены и правила посещения площадки детских автомобилей были от мая 2016. Посетили сероводородный источник, правда, думали, что это канализацию прорвало;).
В центре города в разгар буднего дня встречаются бродящие калдыри, которые просят мелочь на опохмел. Откуда они в закрытом городе — загадка.
Закончив с работой, выдвинулись на место слета. К тому времени на берегу уже стояло немало палаток. Поставили свою палатку с краю, чтоб детям было спокойней, и пошли знакомиться с приехавшими из Чу, Алма-Аты, Астаны, Кустаная, Киргизии и Узбекистана мотоциклистами. Макс радовался большому количеству мотоциклов. Настя радовалась всему. Вечером была небольшая дискотека. Дети отлично заснули в палатке, предварительно перекусив отменным пловом от местного шеф-повара.
14.05.2016
Основная программа слета была запланирована на этот день, но мы решили сорваться и посмотреть за выходные + несколько дней Алма-Ату и Балхаш. Поэтому наша дорога домой увеличилась на 1500 км.
По пути проехали мимо мемориального комплекс «Коркыт-Ата».
Заехали в Кызыл-Орду. Городок делится на 2 части: современную, в стиле Астаны и остальную, в стиле большого аула. Река Сыр-Дарья в этом месте намного шире, чем в Байконуре или при впадении в Аральское море. Очень много воды разбирается на рисовые поля, которые заболачиваются, и при этом трактора повсеместно роют новые поля и новые каналы. Огромное количество воды просто пропадает. Увидели красивую мечеть “Акмечеть” 2008 года постройки. Вообще, по Казахстану повсеместно строится огромное количество мечетей, они есть даже в небольших аулах. Чувствуется все возрастающее влияние Турции. Турция спонсирует строительство мечетей, школ, больниц и т.д. В самых отдаленных аулах на кладбищах видны новые роскошные мусульманские захоронения, более сдержанные христианские погребения или с советской звездой относятся к прошлому тысячелетию. Во многих отелях уже говорят на турецком языке. Встречаются распечатанные листовки примерно такого содержания: «В Казахстане мы чувствуем себя, как на родине своих предков, нежели в гостях. Это придает особое значение отношениям народов наших стран. Мы — родственные народы и поэтому сотрудничество в любой сфере радует нас» Реджеп Тайип Эрдоган. Также часто встречаются турецкие флаги. И чем южнее, тем ярче выражено турецкое влияние.
Там же мы увидели конный памятник Жалантос Бахадуру. Вообще, конных памятников много и все они сделаны по одному шаблону, меняются только головы и то, что находится в руках у каждого конкретного батыра. Перед памятником или рядом с ним нередко стоит перстень-кольцо с национальными узорами.
Следующим городом нашего пути был Туркестан, которому исполнилось уже 1616 лет. После однообразной безжизненной степи, он поразил обилием зелени и современных мечетей. Здесь находится необычайно красивый мавзолей 14 века Ходжи Ахмеда Ясави. Мавзолей просто огромен, высота 44 метра (13 этажный современный дом). Он очень красиво и изящно украшен мозаикой. Внутри мавзолея находится казан — самая большая по всему восточному мусульманскому миру чаша для воды. Перед мавзолеем расположен розарий, и мавзолей Рабиги Султан Бегим. Вокруг цитадели отстроена крепостная стена с воротами. Здесь же находится достаточно необычная подземная мечеть. Мы спустились под землю на первый уровень, и нашли там, помимо ряда помещений, лаз на второй подземный уровень и схему – модель этажа. Проход туда был запрещен.
Сейчас Туркестан позиционируется как малая Мекка для Казахстана. Три посещения Туркестана равны одному малому хаджу в Мекку. Поэтому местные предприниматели активно отстраивают все новые и новые мечети, а также гостиницы для паломников. Построили даже аквапарк.
Мы ещё немного погуляли по городу, посетили одну новую мечеть, и поехали дальше, на юг. К вечеру доехали до Шымкента, где и заночевали.
15.05.2016
Утром отправились осматривать Шымкент. Старая часть города представляет собой базар и кособокие здания. Интерес представляет только парк 20летия Казахстана. Красиво, дорого, богато. От цитадели Шымкента ничего не осталось – только холм, а вокруг холма базар и трущобы.
Далее мы поехали в село Сайрам, там путеводители обещали несколько мавзолеев. Поскольку заезд в эту часть Казахстана мы не планировали, то заранее координаты достопримечательностей не выписали. Мавзолеи мы, конечно, нашли, но они находятся посреди действующих кладбищ и ничем не выделяются. Небольшие, неказистые строения, которым, правда, несколько сотен лет. Но если этого не знать, то и внимания на них мы бы не обратили. же Ожидали что-то подобное увиденному в Туркестане, поскольку Сайрамские мавзолеи принадлежат родителям того самого Ходжи Ахмета Ясави, чей мавзолей находится в Туркестане.
Дальнейшая наша дорога шла через сеть деревень недалеко от границы с Узбекистаном, а потом – вдоль границы с Киргизстаном. Вокруг видны горы Тянь-Шань, частично покрытые снегом, да цветущая степь – невероятное зрелище.
С трассы на Алматы мы свернули в сторону города Чу. Сразу за поворотом дорога стала хуже и появился знак ограничение 50 км/ч на протяжении 50 км. Ехали мы чуть быстрее и нас поймали гаишники. Казахские гаишники в большинстве своем жадные до денег, этот не был исключением. К моменту остановки гаишниками дети уже устали, и мы решили сделать разминку, покормить детей, сходить до ветру. Гаишнику были вручены документы со словами «выписывай штраф, а у нас пока свои дела». Посидев в машине минут 5 и поняв, что бланков у него нет, и вообще он, похоже, не помнит, как эти штрафы выписывать, документы мы получили обратно. Кстати гаишники выглядели весьма колоритно, один был без формы, а у того что был за рулем один глаз не открывался, а второй вращался по одной ему ведомой траектории, периодически фокусируясь на мне. Что тут скажешь, «долина, Чуйская долина…»
На подъезде к Чу вдоль дороги стали видны поля с дикорастущей царицей Чуйской долины и большие посадки мака. Заехали в город, нашли дом, где когда-то жили мои бабушка и дедушка. Город ощутимо обветшал, дороги никто толком не ремонтирует, дворы заросли. Отлично выглядит только детский сад и школа. Удивили также юрты стоящие в городе, и в полях.
Вечером выехали в сторону Алма-Аты, поскольку в Чу оставаться на ночлег не хотелось. Уже на развязке мы осознали, что дорога из Алма-Аты к развязке на Чу есть, а в обратную сторону ее нет, и нужно ехать в объезд вдоль границы с Киргизией. Такой поворот событий нас озадачил. Тем более что уже была ночь, и дети хотели спать. Поехали в Бишкек – ближайший к нам большой город, чтобы там переночевать. Конечно, переходить границу просто ради ночлега – хлопотно, но вариантов все равно у нас не было, в объезд до Алма-Аты более 250 км. Однако по пути нам посчастливилось найти гостиницу в городке Кордай (20 км от Бишкека), в километре от границы с Киргизией.
16.05.2016
Поскольку поездка в Бишкек ради ночлега отменилась, а осматривать его у нас не было времени, мы выдвинулись в Алма-Ату. По пути дорогу окружали красивые горы, и цветущая степь. Миллионы маков цветут разными цветами от белого и розового, до красного. После безжизненной степи последних дней этот вид завораживал и радовал глаз. Но сама трасса Бишкек – Алма-Ата постепенно умирает – разоряются кафе, закрываются заправки. Траффик переходит на новую, строящуюся трассу.
Алма-Ата – большой красивый город. Центральная площадь не представляет собой ничего примечательного, чего не скажешь про канатку и парк Кок–Тобе. Парк с кучей аттракционов, сквером и мини-зоопарком на фоне заснеженных гор – очень живописное место. Есть там один необычная аттракцион, напоминающий бобслейную трассу – змеящееся по склону рельсовой трассе вагонетка, с виражами, участками для разгона. Скорость можно регулировать самим. Макс был в восторге – прокатился дважды и был бы рад проехаться еще.
Во время спуска на канатке нас накрыло дождем, который перерос в настоящую бурю. Час мы отсиживались в машине на площади, пережидая буйство стихии, к тому же пришлось немного поработать.
После визита в город мы хотели отправиться в горы, на горное озеро, но погода спутала наши планы – в такой дождь в горах нечего делать. Поэтому мы поехали в сторону Балхаша.
После дождя вся Алма-Ата встала: лужи на дорогах и затопленные обочины, а также продолжающийся дождь спровоцировали серьезные пробки, и ещё час мы крались на выезд из города.
Следующие километров 80 нас поливало дождем. Дорога была так себе, к тому же из строя вышел правый дворник, и его приходилось чинить под дождем. От Алма-Аты в сторону Астаны дорога очень плохая: ямы, взрывы асфальта, к тому же сама дорога почему-то идет под небольшим наклоном. Удается держать скорость 60-80 км/ч.
После примыкания трассы Чу — Астана дорога несколько улучшилась. К глубокой ночи добрались до южного края Балхаша. Инфраструктура здесь развита очень слабо. Заправок почти нет, а имеющиеся – страшные и разваливающиеся. Ночлег же мы смогли найти только через пару – тройку городков, не доезжая порядка 80-100 км до Первоозерска.
17.05.2016
С утра выехали прямо к Балхашу. Не доезжая до города Балхаш, справа от дороги увидели руины военной части и останки нашего некогда сверхсекретного объекта- лазерной установки для поражения спутников на орбите. Сейчас там все разрушено, вся дорога (если колею в солончаке там можно назвать) усеяна битым стеклом и ржавыми консервными банками – остатками солдатского рациона. К тому же путь был перекопан несколькими траншеями. Однако нам удалось подобраться к объекту довольно близко. Правда, чтоб развернуться, нам пришлось отопнуть с обочины изрядное количество стекла и жестянок. Как показал анализ дороги уже дома. Можно было не ехать через поле а проехать прям к объекту по нормальной дороге.
Приблизительно за 10 километров до города Балхаш свернули к воде. Это место выбрали потому, что оно было на небольшом выступе, то есть там открывался вид, подобный виду на море, вода до горизонта. Ехать пришлось через какую-то деревню. По ней видно, что некогда это была цветущая деревня, однако сейчас от военной части и от фермы остались лишь руины. Пара функционирующих семейных баз была закрыта по случаю не наступления сезона отдыха. В мае там ещё холодно и ветрено, и из машины нам пришлось выходить в куртках. Зато вода была красивого лазурного цвета и простиралась до горизонта.
В Караганде на территории трактира Медведь находится памятник фразе «Где? Где? – В Караганде», к которому мы заехали, чтоб немного скрасить унылый и однообразный путь домой.
200 км от Караганды до Астаны – сплошной ремонт дороги. Ямы, объезды, грейдер или хороший асфальт без разметки, при этом повсеместное ограничение скорости, а также снующие грузовики с камнями и щебенкой – таков этот участок дороги. Впрочем, знаки стоят не особо информативно. Например, есть ограничение в 30 км/ч, но отмены ограничения нет, зато через 20-25 км снова стоит знак – ограничение в 50 км/ч. Местные на ограничения плюют, и носятся по 100-130 км/ч.
За 60 км до Астаны налетели на стык двух участков бетонной подложки. Увидеть опасность помешало закатное солнце, светящее прямо в глаза, и пыль от машин и строительной техники. Ещё километров через 20-25 появился страшный дребезг. Километров через 10, наконец-то удалось найти съезд в дороги, и осмотреть машину. Результат – замята защита днища, которая при движении бьется о днище картера.
Так, дальше ехать нельзя, на часах 22:00, а для того, чтоб добраться до дома, стался всего 1 отгул и 1050 км. Поиски СТО по ходу движения результатов не дали. Загрузили ДубльГИС, поискали СТО и наши всего штук 5-6, но у всех у них заняты подъемники. С горем пополам нашли один пункт СТО, где через пару часов должен был освободиться подъемник. Доползли туда. Оказалось, что сотрудник ушел на ужин. На улице заметно похолодало, а машину запустить, чтоб погреться, нельзя. Укрыли Макса курткой и откинули спать в автокресле, Настю Иринка укачала на руках, завернув в свою ветровку. Ждем мастера. Через час пришел мастер, но не один, а с девушкой. Разумеется, он не горел желанием оставить даму и ковырять наш Логан. Пришлось уговаривать. На подъемник Логан он вывешивать не стал, а поднял на домкрате. Защиту сняли, отстучали, надели обратно – всего дел на 20 минут. Проверили картер – цел. Значит можно ехать дальше. За все манипуляции – 7000 тенге. Мародерство, конечно, но вариантов у нас не было.
Пока нашли отель, пока сняли с карточки деньги… уснули только в 02:00
18.05.2016
К 8:00 дети выспались, чего не скажешь о нас. Выпили адаптовит из сухпайка и в путь! До дома всего 1 день и больше 1000 км + переход границы.
В пути ошиблись дорогой, поверили навигатору и поехали в объезд города короткой дорогой. Сначала по убитому асфальту в городе, потом 15 км по грейдеру за городом, и в итоге уперлись в тупик – в речку, у которой от моста и следа уже нет, а вброд тут не рискуют соваться даже Камазы. Пришлось возвращаться.
До Кустаная гайцы остановили нас дважды: за взяткой, которой не получили; и затем, чтоб выписать штраф за небольшое превышение.
На границе, к счастью и удивлению, не было очереди, поэтому мы быстро скинули в обменнике оставшиеся тенге и до полуночи были дома