Автор: Иринка & ZserG
Посетили 12 стран: Россия, Украина, Словакия, Чехия, Германия, Австрия, Италия, Ватикан, Греция, Турция, Грузия, Южная Осетия
Пересекли горы: Карпаты, Татры, Альпы, Большой и Малый Кавказ
Видели моря: Средиземное (Адриатическое, Тирренское, Ионическое, Эгейское), Мраморное, Черное.
Пробег: 18000 км: 17200 км на машине + 800 км паромы
Поездка лета 2017-го года по многим параметрам отличалась от всех, что были раньше. Во-первых, в ней ну почти совсем не было элемента экстрима. Практически весь маршрут пролегал по Европе, по туристическим ее местам. Во-вторых, чуть ли не впервые у нас сорвался огромный кусок маршрута — и это очень обидно. И, наконец, первый раз мы выезжали так поздно, что в первый день едва проехали 450 км. Дело в том, что старший наш ребенок уже настолько подрос, что его стали приглашать на детские вечеринки. Вот и в день старта мы тоже с утра сходили на детский день рождения, и уже потом напрыгавшихся детей отмыли дома, погрузили в машину и отправились навстречу приключениям.
- Часть 1. Россия — Украина — Словакия — Чехия — Германия — Австрия — Италия
- Часть 2. Италия — Турция — Грузия — Южная Осетия — Россия
День 1 (13.08.2017)
Первый день, как и несколько последующих, особо интересными на события богат не был. Мы едва смогли преодолеть перевал и уйти чуть за Уфу.
День 2 (14.08.2017)
Второй день весь прошел в пути. Мы проскочили Татарстан с его отличными дорогами и бесконечными видеокамерами, и по недавно отстроенной автомагистрали шустро домчали до Нижнего Новгорода. На ночлег остановились уже за Владимиром. И вот тут-то нас, видавших всякие ночлеги, от 5 звезд до откровенных ночлежищ, владельцы мотеля смогли удивить. Дело в том, что сам мотель состоял из чего-то наподобие составленных друг на друга строительных вагончиков, с очень маленькими комнатами, в которых работали батареи! И работали на полную катушку!! В августе! Нечем дышать в комнатушке — это мягко сказано. На наш резонный вопрос «а какого, собственно…. ?» администратор поведала чудную историю о том, что горячая вода в душе — так уж было построено сие заведение по чьему-то безумному замыслу — прежде чем попасть непосредственно в душ, проделывала замысловатый путь от бойлера через батареи во всех номерах! «Ну вот часа в два ночи обычно дальнобойщики мыться заканчивают, тогда и батареи остынут», успокоила нас флегматичная администраторша неопределенного возраста. Так что ночка выдалась так себе.
День 3 (15.08.2017)
Чертовы московские пробки! Если бы не необходимость заскочить в столицу по работе на какое-то время, колеса бы нашего не было ближе 400 км от нерезиновой. Но дела есть дела, и пришлось с 7 до 12 стоять вместе с такими же горемыками все 200 с чем-то км от Владимира до района Свиблово в столице.
День 4 (16.08.2017)
В утро понедельника мы разделились — Сергей отправился решать рабочие вопросы, а Иринка с детьми стали наносить визиты родственникам и докупать всякие мелочи, вроде сменных аккумуляторов для телефонов (на всякий случай) и армейских сухпайков.
День 5 (17.08.2017)
К нашему счастью, накануне на работе удалось решить все вопросы одним днем, так что, в принципе, мы могли уже выдвигаться из нелюбимой нами столицы по заранее намеченному маршруту.
Но к этому времени уже возникла пара проблем, требующая решения желательно до от отъезда из страны.
Так, перед тем, как покинуть столицу, нам ещё пришлось заскочить в Logan Shop, чтоб заменить прокладку выхлопной трубы. Там сказали, что дело в прокладке между рулем и сиденьем – неприятно и по хамски, но нужную запчасть таки продали, а в соседнем сервисе установили. До ночи мы успели спокойно добраться до Брянска, где живут родственники и друзья, и даже погуляли по городу.
День 6 (18.08.2017)
Утром Сергей заскочил к стоматологу — ещё в Москве у него резко надумал расти зуб мудрости, и нужно было подрезать десну. Дело пустяшное, но иначе зуб начинал болеть. Потом мы оформили страховку в Европу, распрощались с брянской частью родни и друзей, и выдвинулись в Суземку, навестить проживающую там родню и передать приветы из дома. Чудесный тихий и немного сонный городок, где дети с удовольствием носились по улице до самой ночи.
День 7 (19.08.2017)
День начался пораньше, поскольку планы были большие — доехать до Киева. От Суземки до Троебортного, ближайшего погранперехода, всего около 30 км. В очереди к моменту нашего приезда скопилось порядка 40 машин, не считая тех, что уже заехали на переход. По большей части очередь с нами делили украинцы и молдаване, машин на российских номерах почти не было.
Российская сторона пропустила без очереди, поскольку на улице было +30, а в машине под палящим солнцем было 2 ребенка.
Проблемы возникли на украинской стороне, когда в нашем багажнике был обнаружен ящик сухих пайков Армия России. Господи, эти глаза надо было видеть! Нас тут же загнали в отдельный бокс для более тщательного досмотра, и багажник выпотрошили до обшивки. При этом, почему-то, не заглянули под сидения и в кармашки на спинке сидений — там была еще пара пайков, армейская фляжка и рации)))))
Мы всегда возим с собой сухпайки, ибо дорога — дело непредсказуемое, а горячую еду под рукой всегда иметь хочется, без лишних заморочек с кастрюлями и мытьем посуды.
В общем, у нас перетрясли все сумки, рюкзак и пугали общением с СБУ и правым сектором. Погранцам очень хотелось забрать себе эти пайки, но на них же звезда и флаг России – нельзя себе забирать, а хочется. Поняв, что поиметь с нас нечего — хотели уже отравить на Родину. «Ага», говорим — «Давайте мы на нейтральной полосе коробки из-под пайков выкинем, а сами консервы по машине рассуем, да и проедем. А вот как вы объясните начальству наличие коробок от российских сухпайков возле вашего ПП?». Скрип шестеренок под фуражкой, казалось, слышало все КП. Зато вслед за этим нам было велено быстро собираться и уматывать в сторону Украины, но «шобы так больше не було». Кстати, российским мужчинам все еще требуется приглашение с украинской стороны + загранпаспорт.
До поворота на Киев-Чернигов трасса М3 просто песня, дальше дорога портится.
К вечеру были в Киевской гостинице, в двух шагах от метро Олимпийская (2 станции от Майдана), так что машину на всякий случай припарковали во внутренний двор.
День 8 (20.08.2017)
С самого утра отправились в центр города. И куда ж поехать в Киеве первым делом, если не на Майдан? Прошлись по центру, Крещатику, в ближайших проулках. Чисто, красиво, нарядно. Город готовится ко Дню Незалежности.
Днем встретились в центре с нашим другом и земляком, много лет назад перебравшимся в Киев на ПМЖ. С ним уже пешком обошли весь центр, дошли до Лавры и Родины-Матери. Там же рядом зашли на выставку военной техники — Макс был счастлив. На выставке также присутствовали подбитые на юге Украины БМД, грады и другая трофейная военная техника. До метро доползли без рук и без ног уже ближе к вечеру. Быстренько долетели до отеля, отмыли и уложили отдохнуть детей, чтобы набраться сил к вечерней прогулке по городу.
В 20:30 растолкали мелких и отправились уже на ночной Майдан, где снова встретились с Джокером и его семьей. В центре было массовое гуляние, музыка, танцующие фонтаны, веселящийся народ.
Что интересно, несмотря на сложившуюся политическую обстановку, русской речи мы слышали очень много, к нам же не было ни негатива, ни агрессии. Зато сувениров типа ПТН ХЛО более чем достаточно. Правда, рассчитаны они, как нам пояснили, больше на туристов, чем на киевлян. Когда мы хохмы ради приобрели карточку с подобной надписью, у нас с искренним испугом спросили: «А вас в Россию-то с ней пустят?».
Домой приползли чуть живые далеко за полночь.
День 9 (21.08.2017)
Поскольку мы из Москвы выехали раньше намеченного срока, а у Сергея остались рабочие вопросы, то почти весь день он был вынужден провести в отеле, решая их.
Иринка же с детьми ближе к 10 отправилась в центр, кататься на кораблике по Днепру. И опять же, не был никаких проблем в том, что разговаривали мы на русском языке, как между собой, так и с окружающими. Кажется, все эта политическая грязь осталась где-то в телевизоре и интернете, а люди как были братьями, так и остались. Те же ощущения были у нас, когда мы в 2013м гуляли по Тбилиси.
До конца рабочего дня дети успели поспать, погулять в ближайшем сквере, а уже после ужина мы всей семьей снова отправились гулять по центру. Майдан весь снова пел и танцевал. Нашли фирменный магазин Roschen — просто сказочный город с крутящимися каруселями и движущимися игрушками.
Прямо на Крещатике видели машины с российскими номерами, регион 78. Стоят, и никто их не трогает. А ведь до Майдана пара км, и 1 день — до Дня Незалежности.
Что интересно на Украине появились те же законы, что и у нас – контроль интернета (Яндекс, Маил, Вконтакте, Одноклассники под запретом), проведение митингов нужно согласовывать. Разница по митингам, что согласуют их легко и проходят они постоянно. При этом протестуют по любому поводу, например, мы попали на митинг Фалунь Дафа, которые протестуют против трансплантации органов в Китае. В общем, бузить можно сколько угодно, но из-за количества митингов всем уже фиолетово.
День 10 (22.08.2017)
Утром покинули гостеприимный Киев и выдвинулись на запад, в Хмельницкий. Там у нас родни полгорода, нельзя не навестить.
Дорога Киев-Житомир нас сильно порадовала, Житомир-Винница — ещё туда-сюда, но вот Винница-Хмельницкий — жуткая жуть!
До родни добрались к 17. Как обычно, сюрпризом. Охи-ахи. К ужину уже половина семьи была в сборе, и сидели до глубокой ночи. Все, как водится на Украине — застолье, перетекающее в задушевные песни и беседы.
День 11 (23.08.2017)
С утра Сергею пришлось ещё немного поработать, пока Иринка с детьми прыгала по хозяйству, но после сончаса мы уже сидели в местной пиццерии с другой частью родни. Детей из игровой было не утянуть, да и взрослые, не видевшись пару лет, не спешили разбегаться.
День 12 (24.08.2017)
День Незалежности на Украине. Широкие народные гуляния, которые нельзя пропускать! Повидавшись к этому времени со всеми тетушками и двоюродными родственниками, в компании теперь уже троюродной родни отправились в самый центр. Вот что умеют на Украине, так это гулять. С размахом, с песнями и плясками, с душой, искренне, как в последний раз. Кругом мелькают вышиванки и модели хат с соломенными крышами. Но при этом на нас, русскоязычных, ни одного косого взгляда, хотя в Хмельницком русской речи уже не слышно. Приятно, душевно.
Правда если включить телевизор или обратить внимание на агитационные плакаты, то снова возвращаешься в 2014 год, где Российский враг ждет тебя за порогом. Но украинцам, похоже, вся эта ерунда уже сильно надоела, так что ее воспринимают как фон. Кстати методы пропаганды, что у нас на ТВ, что у них идентичные, как будто одну комсомольскую школу заканчивали. Там где у нас виноват Трамп/Меркель у них Путин. Где у нас злодеи Америка и Европа – у них Россия. Так, что у нас чуть разнообразней ;-)
Заборы и мусорки перестали красить в цвета флага, как и собирать на АТО, т.к. оказалось, что деньги, которые собирали, активно разворовывали. Есть объединение патриотов Укроп — что-то вроде движения “Наши”, только с милитаризированным уклоном. Из нового, на каждой центральной площади города, а если ее нет, то на перекрестке памятник небесной сотне и флаги Евросоюза.
День 13 (25.08.2017)
С утра отвезли цветы на кладбище — все же не одно поколение родни у нас тут — и стали собираться дальше. В обед выехали в село Дашковцы, где проживает ещё одна часть родственников. На дорогу ушло 1,5 часа и тонна проклятий ремонтникам и дорожникам Украины.
Там нас уже ждали — сарафанное радио работает на отлично — так что к приезду был уже накрыт стол. Перекусив, отправились показывать детям прелести сельской жизни. Ох, и уделались они! В траве навалялись, гусей шугали, корову гладили, на разложенном, на просушку луке катались….
Уложив детей, долго ещё пили простой крепкий чай на деревенской кухоньке, а потом, сидя на завалинке, считали звезды, слушали сверчков и отзвуки сельской дискотеки. Романтика…
День 14 (26.08.2017)
С утра распрощались с родней, и поехали в Буковель. Исходно мы его не планировали, но уж шибко нам его расхваливали. Как мы поняли, лишившись Крыма, Украина решила обзавестись другим местом массового отдыха, и создала в Карпатах горно-лыжный курорт, с бассейнами, аквапарками и прочими радостями.
Дороги в этой части Украины, если это не федералка, полный отстой, который потом перетекает в горную дорогу. 320 км, по заверениям навигатора, займут 6 часов. И ведь не соврало чудо техники.
В Буковели народу тьма! Как нам пояснили, тут находится что-то вроде центра реабилитации участников АТО — их мы тоже здесь видели, прямо в форме.
Русский тут понимают заметно хуже, и, если и понимают, отвечают только на мове, да и то, на каком-то местном суржике.
Плохого отношения к себе даже здесь мы не заметили. Сергей, выйдя из машины с номерами РФ, торговался за вышиванку, требуя скидку для «клятых Москалей», и со смехом ее получил.
На западной Украине бандеровский флаг используется также как у нас флаг Челябинской области: верблюдов в Челябинске давно нет, а на флаге есть.
Видно, что Буковель строится очень активно. Множество отелей, куча подъемников, аттракционов. Есть даже водный клуб, с горками, бубликами и танцполом посреди пруда. Красотища! Но машину не припарковать — так много народа.
Покрутились немного по Буковели и рванули через перевал. Менее сотни км, и всего за 288 гривен (менее 700руб) мы получили отличную комнату в гостевом доме со всеми удобствами и парковой прям во дворе.
Забавным показался диалог с хозяйкой гостевого дома:
— Це ваша машина?
— Да
— Це для нас сюрприз!
Русских тут нет совсем, но при этом, когда мы утром уезжали, хозяйка искренне расстроилась, что мы погостили так мало, и боялась, что нам что-то не понравилось.
Прогулялись по городку Ясиня, где встали на ночлег, залезли на гору с шикарным видом сразу на несколько основных вершин Карпат, в т.ч Говерлу.
В кафе, где мы ужинали, сели два гуцула. Спросили, не потревожат ли нас, если сядут с пивом рядом с нашими детьми. Познакомились, сделали комплимент детям, спросили, откуда мы такие, и предложили угостить пивом. Но при этом были вежливы и не навязчивы. Очень душевный тут народ.
Спать легли пораньше, так как утром предстояло выехать пораньше и успеть перейти границу. А на границах Украина — Европа в то время было особенно много машин, т.к украинцы только что установили безвизовый режим с Европой.
Кстати дорога проходит, прямо вдоль границы, по реке. И что самое интересное эта часть границы контролируется не государством, а частными компаниями. Об успешности контрабанды можно судить по дворцам, которые находятся на берегу пограничной реки.
День 15 (27.08.2017)
4 часа 20 минут — ровно столько мы простояли на границе Украина — Словакия в Ужгороде. Мы, собственно, от Буковеля до Ужгорода (250 км по Карпатам) быстрее доехали. При этом официальный сайт пограничной службы Украины бодро с утра отрапортовал, что задержка на данном переходе составит не более часа.
Сам досмотр и оформление на обеих сторонах занял совсем мало времени (благо, ещё в Дашковцах мы выпотрошили сухпайки из демаскирующих коробок).
Собственно, из-за задержки на границе в Словакию мы въехали уже сильно после обеда. К сожалению, самую красоту — Высокие Татры — мы проходили впотьмах.
Здесь в дороге нас застала гроза. И ничего бы в ней примечательного не было, если бы дождевой поток не образовал широкий ручей с песком через всю дорогу, что по непонятной причине привело к пробке в 2 км — все в ужасе тормозили перед ручьем до минимальной скорости.
Ночлег нашли в каком-то мотеле-ранчо города Ружомберок. Там, помимо ночлега, нас ждало интересное зрелище в виде загона с лошадьми и козами. Настя даже смогла погладить одну лошадку, дотянувшись до нее через забор.
Для передвижения по автобанам Словакии нужны виньетки, стоимость которых составляет от 10 евро. Но поскольку на границе они не продавались, а потом и вовсе стемнело, а на другой день мы вообще планировали уже покинуть Словакию, то мы обошлись и без них. По идее, продаваться они должны на любой заправке.
День 16 (28.08.2017)
Встали мы рано, и отправившись в сторону Чехии. Купили виньетку за 310 крон (около 12 евро). К 15 часам были в Праге. Быстренько заселились в апартаменты с кухней, затарились в ближайшем lidl продуктами на ужин, и рванули в центр.
Прогулялись по набережной, потом отправились в исторический центр, оттуда — на Карлов Мост и в Пражский Град. Весь путь туда сын (4,5 года) проделал сам на самокате. Но вот на обратную дорогу его сил не хватило, и возвращались поздно вечером уже на трамвае, при этом умудрившись проехать самым длинным и кривым путем, и уехать не туда, потом пересаживаться…. В общем, совершили ещё одну не запланированную мини-экскурсию «Прага из окна трамвая».
День 17 (29.08.2017)
Поскольку в Праге мы были раньше, то надолго задерживаться не планировали — впереди нас ждали новые города и страны.
Утром быстренько пробежались до Вышеграда — он был буквально за нашим отелем, оценили вид на Прагу и пройденное вчера пешком расстояние.
Европа очень маленькая, и всего через 3 часа мы были уже в Мюнхене, и пошли гулять по историческому центру города. При этом нам посчастливилось, к невероятной радости сына, любителя органной музыки — попасть на три службы!
Сам город, конечно, очень красив и по-своему очарователен, как и центры многих европейских городов. Здесь при этом ещё имеется большое количество цветов на бесчисленных балкончиках.
Кстати, в центре города, во время нашей прогулки шел митинг, одним из пунктов которого было требование снять санкции с РФ.
Но при этом бросается в глаза то, насколько тут много мусульман, везде женщины в хиджабах. Это никак не гармонирует со средневековыми европейскими церквями.
День 18 (30.08.2017)
Весь день провели в Мюнхене. С утра отправились в Немецкий Музей. Это место, безусловно, должно быть одним из первых в списке к осмотру при посещении. Огромный музей с колоссальным количеством очень богатых, до мелочей продуманных и необычных экспозиций по разным тематикам: судоходство, металлы, космос, горное дело и пр.
Например, выставка про горное дело — это 3-4-этажный лабиринт — стилизованный под шахту, с полноразмерными макетами, работающими моделями, катающимися вагонетками и пр. При этом блуждая по лабиринту один и тот же фрагмент можно рассмотреть с разных сторон.
После лабиринта выставка продолжается огромными макетами современных карьерных экскаваторов и оборудования, которое работает!
Разумеется, такой музей не осмотреть и за 2 дня, к тому же у них есть отдаленные экспозиции, расположенные даже в других городах. Поэтому мы просто выбрали то, что подходило по возрасту нашим детям: горное дело, судоходство и космос.
Выбравшись из Немецкого Музея, отправились в BMW Museum и расположенный через дорогу от него, BMW Welt. Дочь просто уснула в своей коляске, а вот сын, увлеченный этой немецкой маркой, несмотря на усталость от предыдущего музея, при приближении к БМВ развил на своем самокате такую прыть, что мы едва поспевали за ним.
Мир БМВ — это, конечно, нечто! Вход в музей стоит 10 евро, и предоставляет к осмотру, кажется, все модели БМВ за всю его историю, с фото и видео сопровождением. Чего мы тут только не увидели! И БМВ с дверью спереди, и гоночные мотоциклы и машины, и этапы разработки концептов машин, и собственно зал концептов, еще или вообще не пошедших в серию. Ходили там несколько часов. Устали, отсиделись немного в видеосалоне и…сын потащил нас на второй круг. Пару раз даже приходила мысль, что именно там мы и умрем)
Сама экспозиция даже оформлена необычно: нет как такового понятия 1,2 или 3 этаж — полы идут наклонно вверх или вниз, уровни с экспозициями переплетаются, и чувствуешь себя в неком лабиринте. При этом почти в каждом зале нас встречали сотрудницы в белых перчатках, которые готовы открыть понравившуюся машину и дать ее рассмотреть.
При желании можно пойти с экскурсией на сам завод БМВ, но это довольное продолжительное по времени удовольствие, к тому же не очень подходящее детям по возрасту.
В отличие от BMW Museum, BMW Welt представляет собой некую выставку современных автомобилей и мотоциклов БМВ, включая электрокары. В каждом можно посидеть! Бедные наши дети, они искренне жалели, что у них не по три попы! Да что там дети — мы и сами с радостью залезли на пару мотоциклов. Красота, что и говорить.
К тому же на первом этаже есть детская комната познавательно-игрового характера.
Все впечатление смазывали только вездесущие арабские мусульманские (именно в плохом их проявлении, не то, чтобы мы не любили мусульман в целом) семьи с толпой абсолютно невоспитанных и галдящих детей, не могущих им слова сказать матушек в обмотках с ног до головы, и непонятно почему пофигистично настроенных пап. Эти дети и в окна машин на лазили, и на крышу. Как в мультике «осторожно, обезьянки».
Видимо, это та цена, которую сейчас платит толерантная Европа за терпимое отношение к толпам офигевших от безнаказанности «беженцев».
День 19 (31.08.2017)
С самого утра взяли курс на Neuschwanstein — замок, в который мы хотели попасть ещё полгода назад, но непонятным образом упустили свой самолет на Мюнхен, и вместо этого улетели в Братиславу…. Но это другая совсем история. Факт остается фактом — замок мы хотели посмотреть не в первый раз.
Доехали быстро, но вот с парковкой там не просто. Пришлось бросить машину на обочине за пределами городка, чтоб она никому не мешала. Тут основной транспорт — это конные повозки. На них же можно доехать до замка, который находится на горе, только придется отстоять немаленькую очередь из таких же желающих. Что мы и сделали, собственно. Стоило это удовольствие 6 евро с взрослого, и 3 евро — с ребенка, в один конец. Карабкаться с детьми наверх — удовольствие сомнительное, а вот прокатить мелких на лошади — это было интересно. От замка, кстати, открывается отличный вид на другой замок Hohenschwangau.
От Neuschwanstein пешочком прогулялись по мостику Marienbrücke — оттуда самый чудесный вид на замок!
Под начавшимся дождем спустились с горы вниз, лавируя на подмокшей тропинке между повозками и лошадиными «минами».
Дождь сопровождал нас до самого вечера, вплоть до границы с Италией. Так, за вечер мы покинули Германию, и проскочили почти всю Австрию в достаточно нешироком месте, заночевав в австрийском отельчике на самой границе с Италией.
День 20 (01.09.2017)
День Знаний почти весь провели в дороге. Первым делом отправились покорять passo dello stelvio — горный перевал, расположенный в Италии на высоте 2757 метров. Это второй по высоте перевал в восточных Альпах с асфальтированной дорогой.
Перевал расположен всего в 200 метрах от швейцарской границы. Над перевалом есть гора, которую называют «вершиной трех языков», так как рядом проходят границы с Австрией и Швейцарией, и в этом регионе господствуют три языка: итальянский, немецкий и ретороманский. На перевале существует небольшой ледник, где можно кататься летом.
Перевал насчитывает 75 шпилек (согласно Википедии, мы же на подъем насчитали 48 шпилек) и относится к числу самых опасных дорог мира.
Вроде как эту дорогу очень любят велосипедисты — покорить Стельвио у них считается очень круто. И их мы тут видели достаточно много, несмотря на не совсем подходящие погодные условия.
На высоте примерно 2450 дождь превратился в мокрый снег, а ближе к вершине крутые повороты покрылись 1-2 см снега. Много народу пытается сюда забраться, выбирая менее подходящие и комфортные средства передвижения, чем машина — и на велосипедах, и на лыжах, и даже на мотоциклах. Одному мотоциклисту не повезло — всего за 1 шпильку до верха он упал на снежной каше в повороте, и теперь ждал подмоги от товарищей, которые спускались ему навстречу. Зато, какие виды наверху и по самой дороге!!!
Спуск был ещё сложнее подъема, ведь на летней резине тормозить на спуске в повороте на снежной каше нельзя. А рядом с нами, растопырив ноги, как пингвины крылья, крались вниз совершенно офигевшие мотоциклисты. Как имеющие некоторый опыт в путешествии на мотоцикле, мы им сильно сочувствовали (но и немного завидовали) и ползли дальше. Впрочем, снежный покров на дороге кончился относительно быстро, и основная часть спуска была довольно спокойная. Мы даже успевали крутить головой во все стороны и ловить открывающиеся за каждым поворотом виды.
По дороге вглубь Италии доверились навигатору, и заехали на ещё одну горную дорогу типа stelvio, но с более крутыми подъемами, без нормальных бортиков на поворотах и гораздо менее обитаемую. На некоторых подъемах наш бедный Логан еле вез нас на первой передаче. Зато мы посмотрели на тихую и немного глухую итальянскую глубинку, с маленькими домишками на склоне гор с замшелыми каменными крышами. Ну и пару увлеченных велосипедистов видели тоже. Виды открываются потрясающие.
Дороги в Италии делятся на два типа: автобан — быстро и капец как дорого, и альтернативная дорога — медленно и бесплатно. До самой Вероны никак не могли определиться в дальнейшими планами, где будем вставать на ночлег и докуда надо доехать, и, в итоге, встали на платный автобан и к вечеру домчали, до знакомого по прошлым поездкам, кемпинга под Римом, на самом берегу моря.
День 21 (02.09.2017)
У машины сегодня был выходной, весь день ее никто не трогал. С утра мы первым делом прогулялись по берегу моря, а затем уже отправились в Рим на своих двоих. От кемпинга до центра идет некий гибрид электрички и метро, чья станция находится в паре км от кемпинга. Всего полчаса на метро, и ещё пара станций после пересадки — и мы у Колизея.
Пешком обошли Колизей (внутрь не пошли, так как были там раньше, да ремонт и толпы туристов не располагают к прогулкам), Форум, Центр, Фонтан Треви, дошли до Собора Св.Ангела и, собственно, Ватикана.
Чтоб попасть в Ватикан, пришлось, как водится, постоять минут 30-40 в очереди. Коляски и самокаты нужно сдать на хранение, как и крупные вещи. Зато сам Собор Святого Петра потряс, как и в первый наш визит сюда.
В центре выбрали один из многочисленных ресторанчиков, и пообедали пиццей и пастой. Вкуснооооо!
Что изменилось в Италии с нашего прошлого сюда визита несколько лет назад, так это количества полиции на улице. Везде в центре нам встречались полицейские патрули, вооруженные автоматами карабинеры. Но при этом они открыты для общения, и даже разрешили Максу с ними сфотографироваться. Связно это было с тем, что террористы повадились на грузовиках влетать в толпу. Поэтому все пешеходные улицы перегорожены бетонными блоками и охраняются полицией.
В кемпинг вернулись с сумерками. До сна успели ещё раз сходить на море и дать детям поиграть на игровой площадке в кемпинге, а также прибраться в машине.
К сожалению, оба дня погода не располагала к купанию на море — ветер, холод, метровые волны, серая вода — брррр. Зато можно подышать морским воздухом.
День 22 (03.09.2017)
Всю ночь бушевала гроза, и утром наша палатка была не только мокрая, но и вся в каких-то листочках и веточках, так что ей потребовалась капитальная чистка.
Сегодня наш путь лежал в Неаполь, ехать решили по бесплатным дорогам.
Что касается заправок, то тут они в Европе двух типов: с персоналом и без. Последние получают все больше распространение. Оплачивать бензин нужно самим, через уличные терминалы, хоть картой, хоть налом. Но по дороге в Неаполь мы смогли найти заправки третьего типа: если заливаешь бензин сам, он дешевле (по прайсу), чем, если тебе помогает сотрудник. Но платить в обоих случаях надо в кассе. Такие вот включенные в цену на бензин услуги. Разница в цене при этом составляет 0,16 евро за литр (1,68 против 1,52). Умножаем на количество литров в баке, потом на курс евро к рублю, и топаем сами заливать топливо.
Неаполь четко делится на две части — туристическая и «оно вам надо»?
Туристическая — это набережная, замок, галерея, порт и центральная площадь. Это видят туристы, прибывшие автобусом или экскурсионным паромом.
Все остальное — это лабиринт гетто с узкими засранными улочками, где черных больше, чем белых. Помойка и нищета. Люди живут на головах друг у друга в чудовищных условиях. Настолько там все не слава Богу, что когда возникла необходимость построить скоростную дорогу для проезда с одного края Неаполя на другой, то показалось проще построить огромный мост НАД всем этим, чем ЧЕРЕЗ эту клоаку.
Мы попытались поставить автомобиль на парковку со знаком «Р». Нас занесло в паркинг-гараж. Этих мест надо избегать. Это действительно гараж, где машины стоят как контейнеры на сухогрузе, подряд; для парковки ключи отдаются негру — парковщику, чтоб он мог двигать машину при необходимости. Контактная парковка — это норма. И стоит этот ужас 3 евро в час. То есть за три евро нам предложили оставить в какой-то подворотне незнакомому негру нашу машину со всеми вещами и ключами, и заплатить ему 3 евро за час. Что-то мы не решились. При этом машины стоят, в том числе в 2, 3 этажа, крутясь на ручных лифтах. Машины кстати в Неаполе 100% битые. И туристическую часть от не туристической отделяют карабинеры.
Со второй попытки удалось найти вменяемый паркинг. А вообще, хорошая парковка есть, как позже выяснилось, прям у самого замка на берегу.
К слову Неаполь лучше смотреть из туристического автобуса, замки, Везувий, мозаика, катакомбы – очень красиво и необычно.
Ещё нас удивили местные ТЦ. Они вынесены за пределы этой клоаки и настолько огромны, что на подземной парковке стоят указатели с направлением на ближайшие города (чтоб не кружить потом на пригородных развязках), а не на улицы, как обычно.
День 23 (04.09.2017)
День прошел немного сумбурно. С утра решили, что пора уже купаться и отправились на пляж при кемпинге. Настя забоялась волн и лишь немного намочила ноги. Макс же скакал по волнам, пока не посинели губы.
Затем, пока дети сбрасывали остатки энергии на игровой площадке, мы с некоторым трудом, но подобрали паром с Сицилии в Тунис. Этих паромов мало, и стоят они не очень дешево. А купить заранее мы не могли, поскольку было не ясно, как быстро мы будем передвигаться по запланированному маршруту. За неделю-полторы до отплытия это все удовольствие стоило уже около 200 евро на нас четверых плюс машина.
С обратным билетом было все ещё хуже, и мы отложили поиск на некоторые время. Тем более было неясно сколько хотим провести времени в Тунисе.
Итак, погрузив почти не шевелящихся детей в машину, отправились в сторону Помпеи.
Автодорога в Помпеи оказалась на ремонте, а объезд проходил по трущобам — пригородам Неаполя. Средняя скорость, которую удавалось тут держать — 25-30 км/ч.
Скопление руин Помпеи объединили в один комплекс, обнесли забором и берут за вход по 13 евро.
За пару часов мы обошли весь комплекс, погуляли по его улицам, походили по некоторым домам, вышли на центральную площадь, осмотрели экспозицию слепков тел жителей города… Из музейного комплекса выползли уже после 17.
После ужина в местной пиццерии решили, наконец, выбрать обратный билет из Туниса в Италию. И вот тут нас ждал сюрприз — паромов было всего 3 в подходящие нам даты. И все были распроданы. Единственный вариант — плыть 25 часов на палубе без места (а учитывая, что все углы, стулья, диваны, столы, проходы и ступеньки забиты такими же тунисцами «без места», то с детьми это весьма сомнительная радость). За более — менее адекватные деньги мы могли плыть только 21.09, но учитывая, что 25.09 отпуск уже заканчивался, и нам надо было быть хотя бы в России, то швартовка 21-го числа в Риме нас никак не устраивала.
Скрепя сердце, и проклиная все на свете, пришлось оказаться от идеи с Тунисом. Точнее, отложить на неопределенный срок. Хорошо, что билет в ту сторону удалось сдать без потерь. Минус 2 часа жизни и такое разочарование.
Итак, с Тунисом — самой интересной и экстремальной частью маршрута, с пустыней, верблюдами и прочей экзотикой — облом.
Наспех забронировав номер в какой-то гостинице неподалеку, отправились на ночлег.
День 24 (05.09.2017)
Ночевали мы в реальном замке — фарфор и цветы в коридорах, мрамор и хрусталь, мебель из массива, картины и гобелены. И все это не в стиле «дорого-богато», а именно со вкусом, выдержанно. Да ещё и завтрак на фарфоре сервировали. Очень страшно было, что дети что-то грохнут)
Всю первую половину дня мы ехали в сторону Сицилии. Поначалу ехали по бесплатным петляющим дорогам, любуясь видами Италии с горных перевалов, а уже от Салерно становится бесплатным шикарный автобан — туннели и мосты.
Паром на Сицилию ходит часто, плывет быстро и стоит 33 евро с машины в один конец.
В порту Мессины стоял лайнер MSC Meraviglia, флагман MSC и самый современный на тот момент 19-ти этажный круизный лайнер. Сережина мечта!!! Но он нам, во-первых, не очень по карману, а во-вторых, никак не совпадало наше условно — свободное время с интересным и недорогим круизом лайнера.
Посмотрели, повздыхали, и отправились дальше.
Теоретически, в планах было доехать и осмотреть город Catania, а к ночи уехать в Agrigento, где находится долина греческих храмов. Но между Мессиной и Катаньей мы увидели Этну!!! И она дышала! Это позднее мы узнали, что Этна дымит все время, а тогда мы думали, что там какой-то экшн.
Нет, мы, конечно, знали, что Этна там есть. Но что она НАСТОЛЬКО впечатляющих размеров, мы и не догадывались. Наши планы были немедленно изменены, и мы направились прямиком на склон вулкана, попутно выпытывая у навигаторов, как и докуда мы сможем подняться на машине.
К счастью, до высоты 1900 ведет отличная асфальтированная дорога. Подъем на Этну возможен по нескольким склонам, но мы, как выяснилось, чисто случайно выбрали самый живописный склон — южный. А какие пейзажи за окном!! Застывшие лавовые потоки, на которых уже проросла трава, черный лавовый песок, куча дополнительных кратеров (всего у Этны их около 70, и число не постоянное). Очень необычно ехать и видеть как то слева, то справа из под земли появляется дым, Этна дышит и делает облачка.
На высоте 1900м есть потухший кратер 1986го года, в жерло которого можно заглянуть. Ну и заодно обозреть виды горы, города и моря с такой высоты.
Вскоре мы неожиданно выехали на площадку с сувенирными лавками и кафе, откуда выше можно только на подъемниках или ногами.
Покрутились ещё немного по склону, набрали черного песка себе на память, и уже в сумерках, и под сильным впечатлением, спустились с Этны.
Саму Катанью осматривали уже вечером, благо город небольшой, а все основные точки были загодя забиты в навигатор.
В кемпинг на море приехали уже ночью.
- Часть 1. Россия — Украина — Словакия — Чехия — Германия — Австрия — Италия
- Часть 2. Италия — Турция — Грузия — Южная Осетия — Россия