- Часть 1. Россия — Грузия
- Часть 2. Армения — Нагорный Карабах
- Часть 3. Грузия — Турция — Грузия — Азербайджан
- Часть 4. Азербайджан — Россия — Казахстан — Россия
16.09.2013
В цену номера был включен завтрак, а посему с утра пораньше отправились искать ресторан отеля. И нашли. С другой стороны здания, обойдя часть гостиницы по улице. Столики здесь были в отдельных кабинках, а завтрак принесли на серебряном подносе, в изящной посуде… но это бы хлеб, масло, чай и ВСЕ! Пришлось зайти в соседний супермаркет.
Выбирались из города тоже с приключениями: окончательно запутавшись в их системе односторонних, встали посреди улицы против движения. Тут же подъехала полиция, но, услышав ответ «мы тут у вас заблудились», тут же потеряла к нам интерес.
Ещё одно странное столкновение с местной полицией произошло на трассе Ганджа – Баку. Поймали якобы за превышение на 21 км\ч, штраф – 50 манат (около 2100). И тут же нам было предложено решить вопрос на месте, за полцены. При этом их устраивали не только манаты, но и лиры, лари, доллары и евро. Разумеется, мы ничего платить не собирались, и им пришлось нас отпустить, пригрозив, что отправят штраф на границу. Не знаю, не отправили или не дошло, но как раз со штрафом от полиции на границе проблем не было.
Вскоре добрались до Баку. Дорога идет все время по полупустынной местности, местами видны остатки соленых озер, очень хорошо видно, что тут было дно моря. Кстати, на подъезде к городу вдоль дорог активно торгуют довольно вкусной вареной кукурузой, только её по умолчанию очень обильно посыпают солью, что является не самым лучшим дополнением к кукурузе на такой жаре.
Город расположен на своего рода полуострове, густо утыканном нефтевышками. Вдоль трассы тянутся линии нефтепровода, и не по одной. Местами вдоль трассы змеится 6-8 линий нефтепровода.
В городе вышки стоят повсеместно, вплоть до дворов жилых домов. Пока ехали, пошутили, что тут, наверное, в любом месте палку воткни – забьет нефтяной фонтан. Через пару км увидели небольшое озерцо, недалеко от берега которого торчала палка, воткнутая в дно, и на половину озера разлилось от него нефтяное пятно. В городе стоит жуткая жара (до +40), и везде пахнет нефтью.
При этом Баку очень красивый город, с широкими улицами, большим количеством новостроек и с явным культом Алиева. Улицы имени всех членов семьи Алиева, Дворец Искусств им. Гейдара Алиева, проспект Алиева и даже минарет им. Гейдара в мечете Биби-эйбат. С нее мы и начали осмотр города. Википедия пишет: «Существующее сооружение, построенное в 1990-х годах, является воссозданием одноимённой мечети, построенной во второй половине XIII века ширваншахом Абу-л-Фатх Фаррухзадом и полностью разрушенной большевиками в 1936 году, когда на территории всего СССР шла ожесточенная борьба с религией.» Стоит мечеть прямо над морским портом, на огромной площади. Ни в одну мечеть, которую мы видели в предыдущих поездках, мы не заходили, а в эту решили заглянуть. Пустили даже Иринку, предварительно обряадив в халат с капюшоном. Изнутри мечеть очень красива – отделана золотистой и насыщенно-зеленой мозаикой, с резными дверьми и высоким сводом.
В центре города находится Площадь государственного Флага. Для того, чтоб понять, насколько огромный там флаг, приведу несколько цифр: высота флагштока – 162 метра, его диаметр у основания – 3,5 метра. Ширина флага – 35 метра, а его длина – 70 метров!!! И все это великолепие стоит на возвышенности, на самом берегу моря.
В самом центре столицы находится Старый Город, или Внутренний город. В простонародье это место именуются Крепость, поскольку выглядит оно именно как крепость, внутри которой образуют лабиринт несколько извилистых улиц. С трудом припарковались, отправились бродить по Крепости. Улицы здесь причудливо изгибаются в разные стороны, идут то на подъем, то на спуск, сходятся на небольших площадях, резко сужаются или упираются в лестницы, по которым можно перейти на соседнюю улицу. Основными достопримечательностями здесь являются Девичья Башня и Дворец Ширваншахов. До последнего мы по лабиринтам улочек так и не добрались, а Башня была на реконструкции, и её удалось осмотреть лишь снаружи, насколько позволяли строительные леса.
На окраине Баку есть ещё одно уникальное место, в котором, к нашему удивлению, совсем не было туристов – это Атешгях. Храм огнепоклонников в 30 км от центра Баку, в разное время почитавшийся зороастрийцами, индуистами и сикхами. «Атешгях» означает «Дом огня», «Место огня», поскольку территория храма известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа. Большая часть современных построек комплекса храма датируется XVII веком. Пятиугольный комплекс имеет открытый двор с храмом-алтарём в центре, который был местом паломничества огнепоклонников. Там и сейчас горит огонь. По периметру, в стенах храма, расположены комнаты, в котором воссозданы различные периоды в истории Храма. Но из людей, кроме нас, там были лишь кассир и гид.
Осмотрев храм, и не имея никакого желания ночевать в Баку и дышать пропитанным нефтью воздухом, мы решили выдвигаться в сторону границы с Россией, и заночевать где-нибудь по пути.
Однако, к нашему удивлению, на трассе не было никаких отелей, как, впрочем, не было и более-менее крупных городов, где их можно было бы поискать. В конечном итоге, заблудившись в темноте и попав под ливень, мы были вынуждены практически наугад добираться до границы.
Не знаю чем РФ провинилась перед Азербайджаном, но километров за 30 до границы автобан превращается в проселок с местами разрушенным асфальтом.
К переходу Азербайджан-Россия добрались около 22 : 00. Сперва думали заночевать в отеле на границе, но их тут не оказалось. Зато было большое количество различных кафе, баров и ресторанов, а также просто невероятно огромная вереница машин, фур и автобусов. Что настораживало больше всего, народ в половине случаев не сидел в машине, а шёл сразу в кафе или закусочную. Выяснилось, что это один из самых дурацких во всех смыслах пограничных переходов, к тому же мы попали в пересменку. Как позже нам сказали, среднее врем ожидания здесь – 15 часов. Нам повезло – мы уложились меньше, чем в 6. Через полтора часа ожиданий в очереди, прогуливающийся с видом хозяина жизни азербайджанский пограничник выдернул из середины очереди нашу машину и ещё три, отправил на территорию пограничного контроля.
Вот тут и началось самое веселое. Сначала на досмотре у нас нашли сигнал охотника. До сих пор проблем ни на одной границе с ним не было, куда бы мы не ехали. Но тут такую штуку никто не видел, и пограничник решил, что это весьма опасное оружие. Ситуацию усугубляло то, что он совсем не понимал русского языка. На наше счастье, он немного понимал грузинский, а в машине за нами был грузин, который немного понимал русский. С его помощью больше часа ZserG пытался доказать, что это никакое не оружие. При одном взгляде на этого пограничника в голове всплывала фраза из «Дня Радио»: «Большой шкаф, с малюсенькими такими антресолечками». Это точно про него. Сперва он взводил сигнал и направлял его в стоящих рядом людей, потом захотел из него выстрелить, направив его в крышу пункта пограничного досмотра. В итоге удалось уговорить его выйти на открытую местность, и ZserG выстрелил красной сигнальной ракетой в сторону российской границы!!! Затем он нашел газовый баллончик, и изъял его. Правда потом подумал, и вернул.
Дальше – больше. На паспортном контроле у нас заметили печати Армении. И началось! Дело в том, что Нагорный Карабах является спорной территорией Армении и Азербайджана. И, разумеется, Азербайджан считает его своей землей. Поэтому если бы удалось доказать наше пребывание в Карабахе, мы прямиком отправились бы в тюрьму за «незаконное пересечение государственной границы». Вызвали местного «особиста», который устроил допрос. К этому времени (а была уже глубокая ночь) Максим мирно спал у Иринки на руках в машине, и допрашивали одного ZserGа, хотя протоколы были составлены на всех троих. На наше счастье, они не стали обыскивать машину в поисках фотоаппарата или ноутбука, иначе по имеющимся фотографиям легко было бы выяснить, где же нас там носило. Сам допрос занял порядка полутора часов. Спрашивали где ночевали, что смотрели – раз 15 были звонки от особиста с уточнением возможно ли так проехать и существует ли такой отель. Называли Карабахские города, ожидая какой либо реакции, но ZserG прикидывался валенком и туристом который без ума от Арарата, ради которого и поехал в Армению и Турцию. В результате, нас записали в список нежелательных лиц, для посещения Азербайджана и сказали, что если появится еще одна печать Армении, то въезд в Азербайджан будет запрещен. Вот таким образом 4-х месячный ребенок попал в список нехороших людей, и более того сумел дать показания )))
С горем пополам вырвавшись на нейтральную территорию, мы вскоре поняли, что дальше легче не будет. Этот переход местные именуют стоянием на Гнилом Мосту, и теперь мы узнали, почему. Граница проходит по довольно бурной речке, на которой стоит в приснопамятные времена воздвигнутый мост. У него местами не хватает по несколько досок, и, открыв дверь машины, можно прям у себя под ногами видеть речку. Проржавевшие опоры моста скрипят и раскачиваются так, что кажется, мост не переживет эту ночь. Но самое страшное даже не в этом, а в том, что граница не имеет пешеходного перехода, можно перебраться только на машине. А дагестанцы что-то активно таскают с Азербайджана на продажу, и именно здесь толпами, с огромными тюками, пытаются перейти границу. Для этих целей здесь крейсируют несколько полумертвых ГАЗелей, задача которых довезти народ от одной границы до другой. Набиваются в одну ГАЗель человек по 40. Они забрасывают свои сумки в кузов, а сами бегут за машиной. При этом они постоянно что-то активно перефасовывают в своих сумках. Но поскольку мест в ГАЗельках все равно всем не хватает, любая попавшая сюда машина со свободными местами становиться вожделенной для каждого. Картина, достойная фильма про зомби-апокалипсис: ночь, темнота, гнилой мост, толпы людей с сумками и авоськами, бегающими за своими ГАЗельками, и такие же толпы, осаждающие нашу машину. Они скреблись в двери, стучали по стеклу, бубнили «пусти, брат», «подвези». Некоторые были хитрее: они просили приоткрыть окошко, и говорили «Салам Алейкум» — «Ну добрый вечер» — «Я тебе говорю, салам алейкум» — «ну хорошо, салам» — «О! Видишь, ты мне брат. Подвези». Другие предлагали заплатить – аж 300 рублей. Не останавливало и то, что в машине ребенок. «Да я тихо, не разбужу. Я же один, и штук 30 баулов ещё». Заблокировали машину изнутри и просто ждали.
Через пару часов нас запустили на русскую сторону. Под самыми воротами мы пережили ещё одну атаку «зомби», но удалось отбиться. Оказавшись у русских пограничников, думали, все позади, но нет. Сперва нас отчитали, что в такое время и в такое место сунулись, тем более с ребенком. А затем, увидев на этот раз печати грузинской таможни, снова вызвали особиста! Правда, он оказался адекватным мужчиной, сказав, что зачем его дернули к нормальной семье с ребенком, отчитал кого-то из подчиненных. Правда сам при этом поинтересовался, не мы ли запустили с того берега красную сигнальную ракету.
В 4 часа утра мы, наконец, оказались на русской стороне, в Дагестане. Тут как раз, судя по новостям, начиналась очередная фаза вялотякущей гражданской войны, да и пограничники предостерегли нас от передвижения по ночам. Так что мы свернули в первый же отель, не отъехав от границы и 100 м.
17.09.2013
Выехали в этот день достаточно поздно, так как попробовали отоспаться за прошлую ночь. Хорошо выспаться нам не дал сын, который все стояние на мосту и все досмотры и контроли проспал, но выезд был поздним. Весь день ехали по Дагестану к Махачкале, где хотели остановиться в пансионате Маяк, знакомом нам по прошлым поездкам.
Миновав Дербент и осмотрев Дербентскую крепость только с дороги, после обеда были в Махачкале. Без особого труда отыскали Маяк, заселились и отправились к морю.
Купальный сезон здесь завершился двумя днями ранее, так что база была практически пустая, да и море было уже не таким ласковым. Тем не менее, мы по очереди поплавали, не рискнув в этот раз окунать ребенка в воду.
Дагестан за то время, что мы тут не были, изменился, появилось множество мечетей, больше стало женщин в парандже и бородатых мужчин. Исчезло много постов ДПС. Движение в городе осталось на прежнем уровне. Авария, когда на односторонней дороге под камаз залетает джигит на приоре, двигающийся против движения и сбегается куча народу обвиняя камазиста – в порядке вещей. В этот же день произошло землетрясение, о котором мы узнали только из новостей т.к. на машине его не почувствовали.
Вечер прошел очень спокойно, с прогулками вдоль моря и ранним «отбоем».
18.09.2013
Утром встали очень рано. Как и в 2009, мы снова торопились покинуть Махачкалу и Дагестан – уж больно неспокойная тут обстановка. Перед Олимпиадой в Сочи усилили зачистки, убивая в день по 10-15 боевиков (если верить новостям). Разумеется, пошла ответная реакция, результатом которой стали ежедневные взрывы и перестрелки, по большей части в горах. Поэтому, едва проснувшись, мы прыгнули в машину, и по равнинной части отправились к Астрахани.
В основном дорога очень хорошая, не считая участка примерно в 30 от Лагани до Лимана, где совсем не было покрытия, только песок и засохшая колеями грязь. При этом нас не покидало ощущение, что кусок бездорожья стал больше, чем был в 2009 – тогда, проезжая тут на мотоцикле, мы, казалось, преодолели его в разы быстрее и проще.
К вечеру миновали Астрахань с его платной понтонной переправой, и заночевали недалеко от границы с Казахстаном.
19.09.2013
Прибыв утром на границу пораньше, попали в пересменку. Из-за неё, и скопившейся очереди, провели на границе почти 2 часа.
До Атырау дорога как была, так и осталась ужасной. Сюда бы дагестанцев на их заниженных приорах — до Атырау одни уши доехали бы. Где можем, едем по остаткам дорог, где нет – по колеям вдоль дороги. Асфальт там такой, что лучше б его вообще не было – ямы, волны и дыры. TDM скакал по этим ямама бодрее чем логан.
За 62 км до Атырау по указателю свернули на Орал (Уральск). Первые 60 км дорога была такой же чудовищной, так что ехали просто по песку в километре от трассы, а затем вдруг начался новый, идеальный асфальт.
За Махамбет снова развилка Орал-Атырау. Отсюда по идеальной дороге быстро долетаем до Индербора, до озера Индер, к которому мы не смогли проехать в 2009. Тогда дорога была плохой – сплошной песок, а через реку только паромом. Сейчас же там построили новую дорогу и новый мост, так что мы решили потратить пару часов на озеро Индер. Индер – очень необычное озеро, практически правильной круглой формы, с соленой водой. Озеро не имеет вытекающих из него рек, и подпитывается подземными источниками. На поверхности озера стоит очень толстая соляная корка (около 10 метров), и толщина корки такова, что по ней можно ездить на машине. Правда мы приехали уже осенью, и из-за периодических дождей соляная корка отошла от берега, поэтому мы не нашли возможности на неё заехать.
Дорог вокруг озера нет, только прокатанные в солено-песчаной почве колеи. Но самое неприятное было то, что берега озера буквально кишат змеями. Куда ни поставишь ногу, вокруг ноги видно как минимум 3-5 змеиных нор. К счастью, мы были в самое жаркое время суток, и все змеи сидели в норах. Но мы, тем не менее, останавливались и выходили из машины только за парой кадров, беспрестанно озираясь и осматривая почву под ногами.
Подъехав к берегу озера с нескольких разных точек, отправились обратно на трассу. К ночи успели доехать до Чапаева, где впотьмах нашли гостиницу для дальнобойщиков и остановились там. Поскольку мы на границе не запаслись нужным количеством теньге, пришлось платить за гостиницу рублями по завышенному на 20% курсу. Зато бензин в Казахстане обходился нам примерно по 22.50 руб.
20.09.2013
Утром нас довольно рано разбудили встающие и собирающиеся в дорогу дальнобойщики. В 8:30 уже были готовы ехать. До дома оставалось около 1200 км, и ещё переход границы. С учетом того, что в машине ребенок, которому периодически требуются длительные остановки, мы понимали, что шансов быть сегодня дома у нас немного.
Заплатив рублями за бензин (снова по жуткому курсу), отправились в сторону России.
На границе неожиданно возникли проблемы с газовым баллончиком и уже разряженным сигналом охотника (сменных ракет у нас не было, а ту единственную, что была заряжена, использовали на границе с Азербайджаном). Баллончик они признали газовым оружием, а желая найти спрятанные сменные патроны к сигналу охотника, пограничники перетрясли всю машину. Не найдя ничего, и потратив примерно час нашего времени, нас, наконец, отпустили, предварительно заставив выкинуть баллончик за забор. При этом они хотели составить на нас протокол и отправить нас с этим протоколом в ближайший город, но потом передумали, решив не мучить ребенка.
Около 14:00 перешли границу. Дальше ехали почти без остановок, делая исключение только чтоб покормить, размять и переодеть малыша.
К 17:00 были в районе Магнитогорска, от которого до самого дома летели без остановок, поскольку очень хотелось ночевать дома, да к тому же сын крепко уснул в автолюльке.
Ближе к полуночи мы, наконец, заехали во двор дома. Единственный, кто был недоволен этим фактом – наш сын. Уж больно погода дома встретила недружелюбная – ветер, дождик и холод. Не то, что на море…..
Так подошло к концу наше первое автомобильное путешествие.
За плечами осталось 10 000 км, 6 стран и 2 моря.
- Часть 1. Россия — Грузия
- Часть 2. Армения — Нагорный Карабах
- Часть 3. Грузия — Турция — Грузия — Азербайджан
- Часть 4. Азербайджан — Россия — Казахстан — Россия