К Тихому Океану 2012 (Часть 2. Монголия)

Дата Автор ZserGОставить комментарий

Часть 2. Монголия
Часть 2. Монголия

12.07.2012

Спойлер

00

[свернуть]

Спали в чудесном номере с видом на реку Селенга, даже с душем! Первым пунктом плана на день был ремонт навигатора в Улан-Удэ. Порывшись в записях, мы смогли найти координаты тех, кто встречал Волну в столице Бурятии. Так что уже на въезде в город нас встречал член местного мото-клуба Оппозит (http://rbmoto.ru/) , который проводил нас до мото-хаты –клаб-хауса, оборудованного в заброшенном ГСК с чудесным видом на город. Здесь мы провели почти весь день. Большое спасибо хотим сказать Евгению Champion`у. Не смотря на то, что мы приехали раньше волны и был рабочий день, помощь и радужный прием были нам обеспечены. Пока одни члены клуба с нашим навигатором ездили к специалистам по радиоэлектронике, другой парень вызвался быть нашим провожатым и показать нам центр города. А к нашему возвращению в мото-хату навигатор был уже готов.

Солнце было ещё высоко, и мы решили не ночевать в Улан-Удэ, а выдвинуться дальше, в сторону Монголии. Перед выездом из города мы, взяв другого провожатого из клуба, съездили в очень красивый дацан (Ринпоче Багша) на холме на окраине города. Позвонили в колокол Четырех Печатей, посмотрели на золотого Будду.

Далее путь наш лежал в Кяхту. Именно в этом городке находится ближайшая к Улан-Удэ граница с Монголией.

По пути в Кяхту мы также завернули к Иволгинскому дацану, самому старому и крупному центру буддизма в России. Здесь расположен не просто один или два строения, а целый комплекс буддистских храмов и сооружений, с проживающими здесь же монахами (в оранжевых одеяниях, прям как в кино) и сотрудниками комплекса. Место красивое  — к посещению обязательно.

Качество дороги до Кяхты оставляет желать лучшего – чудовищного качества асфальт круто виляет между многочисленными холмами.

Когда мы, уже ближе к закату, же добрались до самой Кяхты, нас ждал неприятный сюрприз: граница работает не круглые сутки, а строго по расписанию, и к нашему приезду оказалась уже закрытой. Кстати, как мы выяснили на следующий день, график работы границы можно увидеть только ВНУТРИ здания паспортного контроля.

Но делать нечего, пришлось ночевать прямо под забором КПП. На газоне возле ворот, под фонарем ставим палатку, а ТДМ паркуем на асфальте рядышком. Вместе с нами здесь ночевали дальнобойщики – то ли с вечера занимали очередь, то ли тоже не успели пройти границу.

И только мы собрались ложиться спать, как вдруг дверь кузова стоящего рядом с нами грузовика открылась, и оттуда вышел мужчина, по внешнему виду явно не дальнобойщик. И вслед за ним оттуда же выпрыгнула женщина того же возраста – как оказалось, его жена. Познакомились, разговорились. Выяснилось, что это семья русских эмигрантов, много лет назад осевших в Германии, которые теперь путешествуют на старом военном грузовике, собственноручно переделанном под дом на колесах. Они ехали из Германии через Россию, в Монголию, а далее планировали проехать в Китай, Казахстан и т.д. Угостили нас чаем, и за разговорами мы просидели до глубокой ночи.

Пробег за день составил 515 км

13.07.2012

Спойлер

00

[свернуть]

Ночка выдалась беспокойной: лаяли приграничные собаки, то и дело ездили какие-то машины, светил фонарь. За два часа до открытия границы встали, не спеша собрались, ещё раз пообщались с немцами, обменялись с ними контактами, сделали пару фото на память.

Кстати граница с Монголией самая укрепленная из всех что мы видели. Огромное количество танков вдоль границы, колючая проволока вдоль всей границы, заборы – с следовой полосой. В общем – выглядит граница, как в советских фильмах.

К 9 утра, в полной готовности, мы стояли перед ещё пока закрытыми воротами. Первые в очереди! И тут – ужас – в полной тишине к пограничникам приезжает передвижной рентген на колесах. А у нас оружия по кофрам распихано на «от 3 до 7 лет лишения свободы», ведь переходить границу с оружием – нелегально. Делать нечего, разворачиваемся и едем в ближайший лес, закапывать наше богатство. А значит, и выезжать из Монголии придется не так, как мы первоначально планировали, ближе к Чите, а здесь же, в Кяхте. Через 25 минут снова были в очереди на границе.

Таможенники и погранцы на нашей стороне работают очень неспешно и с крайним раздражением. Правда, под лучи ренгтен-машины нас всё же не отправили. Но это были все цветочки против того, что нас ждало на монгольской стороне. Это не таможня, а игра в таможню, словно однажды какой-то монгол пришел и сказал: «Я однажды видел, как работает таможня, я вас сейчас научу!». Главный принцип работы: что бы ещё такого спросить? Какую бы ещё бумажку подсунуть? Сотрудники таможни причесываются и красятся на рабочих местах, ходят в обнимку, болтают по телефону, а граждане свободно гуляют по территории таможни. Мимо окна паспортного контроля можно спокойно ходить в разные стороны, а можно и вовсе обойти за будкой паспортного контроля, и никому до этого нет дела. Заставили проехать по луже с вонючей жижей, типа дезинфекция, и тут же радостно выставили за это счет. В конечном итоге, после нескольких заполненных одинаковых бумажек, таможенник вынес вердикт: номер рамы не совпадает. Знак * он принял за Х, и уперся – не тот номер, и все. Пришлось на пальцах объяснять, в чем дело, поскольку кроме как на монгольском, он не говорил ни на одном языке.

Кстати – никогда не показывайте карту Монголам! Они начинают искать на ней знакомые названия и бурно обсуждают, каждое поселение. На нашу беду, кто-то дал пограничникам IPAD с Google Maps – таможня встала на пол часа.

На въезде в Монголию за 500 руб. Купили страховку на месяц – меньше нельзя. Здесь же обменяли рубли на тугрики, и – здравствуй, Монголия! Страна бесконечных степей с огромными стадами и очень интересными людьми. Почти 90% населения живут в юртах. При этом мы видели и такие интересные картины: стоит на участке коттедж, гараж, но во дворе – юрта, и именно там, а не в доме, живет семья. А стоящие в степи юрты нередко имеют солнечные батареи и спутниковые тарелки.

Стиль вождения здесь тоже интересен – на трассе почти все ездят 30-60 км/ч, а поскольку почти везде дорога довольно ощутимо виляет между холмами, и дороги имеют всего по 1й полосе в каждую сторону, то перед каждым поворотом приходилось оттормаживаться, на случай, если за углом притаился вот такой же «небесный тихоход», или пара коров (баранов, верблюдов), неспешно переходящих дорогу. Впрочем, и на участках трассы с хорошей видимостью многочисленный домашний скот может неожиданно начать переходить дорогу. Несколько раз нас очень выручала система ABS.

Интересно выглядят и их поселения, расположенные между двумя  крупными городами. Поселение может длится несколько десятков км, и при этом лишь в одном месте будет стоят десяток юрт. Дело в том, что они кочуют с места на место в пределах своего поселения по мере того, как домашний скот уничтожает пастбище в одном месте.

Сами монголы очень добродушные люди, и немного наивные, как дети. Пока мы катались по их столице, нас без конца фотографировали, махали руками и улыбались из каждой проезжающей машины… и тут же подрезали нас. Не со зла. Просто манера вождения у них такая.

Отдельно следует рассказать про их национальную кухню. Это не для слабых русских желудков. Основа любого блюда – мясо, в изобилии пасущееся на холмах. Но мясо почти не обрабатывается, так и варится с жилами и, кажется, шерстью. По крайней мере, пахнет все это мокрой псиной. Овощей почти нет, но есть тесто из муки грубого помола, на которой делается лапша и тесто для пельменей. К тому нам периодически попадались то мухи, то шерсть прямо в еде. Есть это можно не привыкшему к такой кухне человеку только с большой голодухи и только небольшими порциями. Например, на границе нас накормили «чорним супом» — жирный бульон с пряностями и луком, и тонко порезанным мясом то ли барана, то ли лошади.

От границы до столицы примерно 4,5 часа езды, хотя расстояние всего около 350 км. Виной тому все те же домашние животные на трассе, множество поворотов и очень медленно ездящие монголы.

В столице началось самое интересное: достопримечательностей там много, но карты Монголии в нашем навигаторе не было. Зато были координаты тех мест, куда мы хотели попасть. Так и ездили по городу, примерно ориентируясь по вектору. Нашли их центральный буддийский монастырь, центральную площадь, зимний дворец хана и даже мемориал советским воинам — освободителям. Также нам удалось разжиться печатной картой страны.

На центральной площади стоят юрты  — это нормально. Столица выглядит вполне по европейски – дома из стекла и бетона, современные магазины, но монголам, похоже противопоказано жить в городах. Они умудрялись делать пробки на ровном месте. А центральная улица покрыта таким плохим асфальтом что рейсовые автобусы объезжают ямы чрез автозаправки. Бензин в Монголии стоит около 40 рублей, но он европейского качества.

Вскоре после этого мы отправились на поиски главной достопримечательности страны – памятника Чингизхану, самой крупной конной статуи в мире. Сперва мы никак не могли найти нужный выезд из города. Никто не понимал ни русского, ни английского, а мы никак не владели монгольским. Изредка некоторые прохожие отзывались на слово «Ондырхан» (город, на пути к которому находится конная статуя), и показывали направление руками, но все в разные стороны. Спустя больше часа, основательно вымокнув под коротким, но сильным дождем, мы наконец нашли нужный выезд из города. И тут же встали в глухую пробку. Оказалось, что по случаю великого праздника Наадам, который как раз проходил в тот день, монголы со всей столицы и окрестных поселений дружно поехали к тому же памятнику! Следующие 3,5 часа мы крались в глухой пробке, хотя езды там от силы 50-70 км. Дело в том, что было по одной полосе в каждую сторону, а песчаные обочины развезло дождем, и вдоль дороги под толстым слоем воды (ливневой канализации здесь нет) в хаотичном порядке были раскиданы ямы глубиной в 20-30 см.  Часть пути Иринка даже прошла пешком.

К месту назначения прибыли уже ближе к полуночи. За 20 км до памятника асфальт и вовсе кончился, и началась какая-то гребенка с лужами, по которой мы просто плыли почти наощупь. К моменту нашего прибытия комплекс был уже закрыт, так что нам пришлось искать ночлег. Буквально в паре сотен метров через дорогу был гостиничный комплекс, представлявший собой несколько двух- и восьмиместных юрт. За 50 000 тугриков снимаем себе двухместную юрту, рядом же паркуем ТДМ. Сотрудники гостиницы растопили нам печь в юрте, и принесли постельное, а в кафе здесь же нашли себе на ужин печенье, сок и шоколад – все лучше, чем местная национальная кухня.

О дорогах Монголии. Асфальтированных дорог тут две. От Улан-Батора до Кяхты. И от памятника Чингизхану, до старой столицы – Каракорума. Асфальт бывает даже отличного качества, но он может быть неожиданно разрушен – например ямой глубиной в пол метра. Так что надо держать ухо востро. Остальные дороги – это направления, состоящие из десяток дорог идущих в одну сторону. Монголы предпочитают дороги без покрытия.

Вдоль дорог стоят огромные кучи камней (обоо), у которых останавливаются аборигены и добавляют свои камни. Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, то есть хозяевам данной местности. Хозяин обо — это духи умерших шаманов, предков, или божества небесного происхождения.  Также встречаются статуи Будды и ветки с повязанными тряпочкам.

Также частенько можно встретить скелеты лошадей, коров или этих же животных копытами к верху. Скот убирать не принято.

Отдельно стоит отметить монгольское ГАИ. Начнем с того, что машин у них нет. Пост ДПС выглядит как шлагбаум стоящий посреди степи, а рядом будка. На будке стоит люстра, такая же как на машинах ГАИ у нас. Мы поначалу не понимали, что это полиция и просто объезжали шлагбаум по рядом проходящей проселочной дороге.

Природа по своему красива. Зеленые холмы, кое-где переходящие в горы или пески. Очень величественно. При этом зелень только видимая. Если проехать по такой зелени на мотоцикле, то след из песка остается на зеленом ковре. Можно проехать 500 км по Монголии и не увидеть ни одного деревца. А остановившись в любом месте и внимательно осмотревшись, на горизонте можно заметить юрты или огромные стада животных.

Единственным, что омрачало этот день, была засопливившая вилка. Видимо, не выдержала реалий монгольского бездорожья.

За день преодолели 460 км.

 

14.07.2012

Спойлер

00

[свернуть]

Утром температура в юрте была далека от комфортной. Печка прогорела и погасла ещё ночью, и к утру через ненадёжные стены юрты ветер выдул все тепло. К тому же, пошёл дождь, сырость от которого тоже быстро проникла внутрь, и комфортно было только под одеялом.

Первым делом осмотрели конную статую, проход в которую был открыт с утра. Оказалось, это двухэтажный музейный комплекс, с лифтовым подъемником через задние ноги коня, через туловище Чингизхана, и с выходом на конскую голову. Величественный и очень впечатляющий памятник.

Обратная дорога до Улан-Батора заняла гораздо меньше времени, хотя степень убитости дороги и манера вождения монголов продолжали шокировать.

Асфальтовые дороги здесь платные, но мотоциклов это не касается. Асфальт здесь местами так ужасен, что машины в обе стороны объезжают его по обочине, оставляя дорогу абсолютно пустой.

В самом же городе, даже на центральной улице, под толщей дождевой воды скрываются ямы до 40 см, размер, количество и расположение которых можно примерно прикинуть лишь по траекториям впереди ползущих машин. А однажды мы видели как все машины, и даже рейсовые автобусы, объезжают лужу на асфальте через стоящую рядом заправку. Даже интересно стало, ЧТО там такое под водой? При любых маневрах монголы по зеркалам не смотрят принципиально, поэтому от нам порой приходилось довольно резко уворачиваться. Лишь позднее мы поняли принцип их поведения на дороге. Это как у летучих мышей – принцип эхо-локации. Трогаясь с места, они сигналят. То же самое делают при торможении. Если расстояние от светофора до светофора большое, то они могут ещё раза два посигнать по пути. Просто так. Чтоб все знали, что они едут. Когда мы начали пользоваться тем же принципом, нас стали больше замечать на дороге.

Целью 9го дня был Каракорум, или, как его называют местные, Хархорин – старая столица Монголии, основанная самим Чингизханом, и достроенная позднее его сыном.

На выезде из города предприняли ещё одну отчаянную попытку поесть в заведении с местной кухней. Но всё меню было на монгольском, а официант русским не владела вообще. И поели бы мы только чай и кофе, если бы одна из посетительниц не знала немного русский.

У неё же мы выяснили, что до Каракорума вовсе не 150 км, как мы думали, а почти 350! Зато дорогу было легко запомнить: «не съезжайте с асфальта, и на первом асфальтовом повороте направо поверните, а потом ещё раз направо на развилке, и там Хархорин». До первого «направо» было почти 200 км, и ещё около 70 км – до второго поворота. Зато нам по пути были обещаны пески пустыни Гоби и начала  Монгольского Алтая.

Км за 100 до Каракорума мы действительно увидели долгожданные барханы. Свернули с асфальта, подобрались к ним поближе, погуляли. Это оказались самые настоящие пустынные барханы, на фоне степи с одной стороны, и гор – с другой. Однако солнце клонилось уже к закату, и надо было успеть в древнюю столицу.

Чем ближе подбирались к Каракоруму, тем хуже становился асфальт. Последние км 30 мы уже действительно были готовы податься в степь и объезжать дорогу по песку! Так что до города добрались уже на закате.

Под самое закрытие успели осмотреть комплекс ханского дворца, а потом вслед за группой французских туристов на автобусе проехали к каменной черепахе, символу города, каменному изваянию 13 века. Заночевали здесь же, возле черепахи, под стенами дворца, поставив палатку за юртой торговцев сувенирами.

За день пробег составил 450 км.

 

15.07.2012

Спойлер

00

[свернуть]

Утро снова началось с дождя. Впрочем, как мы уже поняли, это было нормально для Монголии — +16 и дождь утром, днем жара под 40, и снова холод к ночи. Причем в любой момент мог налететь дождь, но из-за сильного ветра он также быстро скрывался за соседними холмами.

Выдвинулись из старой столицы залив 80 бензин, т.к. на заправках в Каракоруме был только он, а следующая заправка километров через 200.

Главной задачей на день была попытка перейти границу. Мы помнили, что работает она только до 18:00, а нам предстояло пройти около 700 км суровых монгольских дорог. В противном случае мы бы уже не догнали Волну Памяти.

Выдвинулись в путь около 10:30, и уже через 3 часа были в Улан-Баторе. Здесь залили полный бак (заправки здесь – явление не частое), но его могло не хватить. Впереди ещё 350 км, а тугриков больше нет, только руби и карточка. Но искать банкомат в городе — нет времени.

Всю дорогу, где можно было, летели 150 км/ч. За 100 км до границы (до закрытия оставалось около часа) заехали на заправку. Написано, что принимают карточки Visa. Заливаем полный бак примерно на 20 000 тугриков (около 500 руб.). Но пара попыток активировать карту провалилась. Далее выясняется, что две заправщицы, владея только монгольским,  умеют пользоваться только карточками местного Хаан-Банка, а остальные карты у них не принимаются. Предложили рассчитаться рублями, но у нас только купюры по 1000, то есть без сдачи не дашь. Далее начинаются 20-минутный аттракцион «посчитай сдачу с 1000 рублей в тугриках». В школе видимо они учились считать только на калькуляторе, и простейшие пропорции ставят их в тупик. Наконец, высчитали, что если мы залили бак на 20 000 тугриков  = 500 рублей, а даем 1000 рублей, то сдача у нас должна быть такая же, 500 руб = 20 000 тугриков. Далее перешли к этапу телефонных звонков и согласованию этих маневров с руководством. Мы начинаем тихо звереть, ибо наши шансы перейти границу таят на глазах. Наконец, одна из девушек, видя, что наше терпение уже на гране, просто отдает нам 20 000, и машет рукой, мол, езжайте с миром. Итого на все это мы потратили около 35 минут.

Оставшиеся 120 км летели 150-180 км/ч, лишь на поворотах тормозя до 90-120 км/ч, отчаянными сигналами распугивая всех монголов и баранов. GPS говорит, что на этой дороге мы развили максимальную скорость за всю поездку.

На границу успели едва-едва, за 30 минут до закрытия.

Зато прошли мы все без досмотра и очередей, буквально за 20 минут. На границе встретили парней на Африках из Екб, ехали через Монголию на Алтай.

Далее без проблем нашли место, откопали оружие, заправились, а км через 150  нашли кафе с нормальной едой, где отъедались за три дня голодовки с Монголии.

По прибытию в Улан-Батор надеялись связаться с теми же людьми, которые несколько дней назад помогли нам с навигатором, и получить у них помощь по ремонту вилки, но БиЛайн почему отрубился напрочь по всей округе, и связи никакой не было.

Решили тянуть до Читы, и заночевали в мотеле на трассе Улан-Удэ – Чита. Пробег: 900 км